Газеты и журналы

 

 

Дорогие читатели отдела «Юность»!

         Предлагаем вашему вниманию обзор периодических изданий за   апрель-май  2019 года.

         «Лазурь» популярный литературно-художественный альманах экологической направленности для молодежи. Любители путешествовать найдут в нем интересные статьи, описывающие самые разные уголки нашей планеты.

         Апрельский номер журнала «Лазурь» предлагает посетить нам жемчужину России - Крымский полуостров,  а именно, Никитский ботанический сад, который находится в поселке Никита, недалеко от города Ялты.     Никитский ботанический сад, известен  всему миру научной работой ботаников, селекционеров, генетиков, которые неустанным трудом создали великолепную коллекцию деревьев, кустарников и цветов – 28 000 видов, сортов и гибридов. Основатель сада и его первый директор – видный российский ботаник шведского происхождения, доктор медицины, садовод и энтомолог, ученый XIX века Христиан Христианович Стевен. Его мраморный бюст установлен в Верхнем парке. Сад был открыт в 1812 году.

Стасенко, Л. Никитский ботанический сад  /Людмила Стасенко. – Текст: непосредственный // Лазурь. – 2019. - №4. – С.10-13.

         В этом же номере журнала, хочу обратить ваше внимание на статью Константинова И. Русский соляной промысел.

         Солеварением на Русской земле стали впервые заниматься в старинном городе Тотьма. В XIII веке на высоком берегу просторной реки Сухоны поднялись золотистые свежесрубленные варницы. Из добытых под землей соляных рассолов в них выпаривали пищевую поваренную соль. Соль – товар прибыльный, доход от него неплохой. Смекалистые люди в северных предуральских местах вели поиски подземных соляных запасов и перерабатывали их. Успешные купцы братья Калиниковы организовали свой соляной промысел в Прикамье, на реке Усолка. Места эти славились подземными рассолами. В 1430 году братья обосновались здесь, поселение получило название Соль Камска, позднее оно превратилось в Соликамск.

Константинов, И. Русский соляной промысел / Игорь Константинов. – Текст: непосредственный // Лазурь. – 2019. - №4. – С.18-19.

         В №5 журнала «Лазурь» Игорь Константинов рассказывает, откуда появились в России знаменитые орловские рысаки.

         Более двух веков назад большой любитель и знаток лошадей граф Алексей Орлов-Чесменский мечтал вывести неприхотливую универсальную породу. Чтобы не боялась эта лошадь ни мороза, ни жары, была легка и быстра, как ветер, да и силу имела завидную, «чтоб могла ходить под воеводой и под воду годилась». Купил граф в Аравии знаменитого белого жеребца Сметанку. Заплатил баснословную сумму – шестьдесят тысяч золотом. Долог был путь знаменитости в Россию, не доверил его граф кораблям. Люди Орлова вели жеребца вокруг Черного моря, по степям Украины, через леса и наконец целого и невредимого доставили в подмосковную усадьбу графа. Скоро от Сметанки получили потомство. Оно и стало исходным материалом в создании новой породы лошадей.

Константинов, И. Гордость России – Орловские рысаки /Игорь Константинов. – Текст: непосредственный // Лазурь. – 2019. - №5. – С.7-8.

         Тех, кто давно не был в Крыму, по словам Людмилы Стасенко (автора следующей статьи), ожидает сюрприз. Это парк «Парадиз», что в переводе с греческого означает «Райский сад». Чудо-парк находится неподалеку от Алушты в местечке Партенит. Этот романтический парк расположен на площади 25 гектаров на крутых склонах небольшой бухты между мысом Плака и мысом Тепелер. История его уходит в далекое прошлое (когда-то Крым принадлежал грекам, и многие названия сохранились с тех пор).

Стасенко, Л. Парк имени Айвазовского / Людмила Стасенко. – Текст: непосредственный  // Лазурь. – 2019. - №5. – С.9-13.

         Далее, в статье Галины Щаповой Подмосковный Зарайск рассказывается об уникальном городе Зарайске, в котором находится самый маленький боевой кремль в России, единственный, полностью сохранившийся в Московской области. Город с выдающейся историей расположен на высоком берегу реки Осетр в 150 километрах к юго-востоку от Москвы. Первое упоминание о Зарайске относится к 1146 году, однако археологи нашли здесь останки  значительно более раннего времени – каменного века. Предполагается, что название города произошло от древнерусского слова «заразы» - отвесные кручи, обрывы. История крепости на правой стороне Оки началась в конце XII века, хотя уже в Х-XI веках эта территория была густо заселена.

Щапова, Г. Подмосковный Зарайск / Галина Щапова. – Текст: непосредственный // Лазурь. – 2019. - №5. – С.21-23.

         «Литература в школе». Журнал публикует статьи ведущих литературоведов, критиков, писателей о русской и зарубежной классике, современной литературе, знакомит с опытом работы лучших учителей.

         В №4 журнала за 2019 год к 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина публикуется статья В.С. Непомнящего «Несколько новых русских сказок».

         Размышляя о сказках А.С. Пушкина, автор статьи убедительно показывает, что в них отражена русская поэтическая стихия, сохранившая веками накопленные ценности народа, его этическую философию, национальные нравственные устои. Сохранив опору на древние мифологические представления о бытии как системе твёрдых законов, Пушкин в своих сказках преодолел ограниченность создавшего сказку языческого сознания: построил картину мира, в котором любовь и верность превыше законов, а главное чудо – человек: существо, одарённое не только физическим естеством, обречённым разрушению, смерти, но и душой, духом, истинная природа которых – жизнь, вечность.

Непомнящий, В.С. «Несколько новых русских сказок» / Валентин Семенович Непомнящий. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2019. - №4. – С.2-13.

         Следующая статья Монаха Лазаря (Афанасьева) «Парус одинокий» - это очерк жизни и творчества М.Ю.Лермонтова даёт читателю представление о насыщенных, полных духовных поисков жизни и творчестве гениального русского поэта.

         Родиной Лермонтова была Москва, он горячо любил её и при случае как в стихах, так и в прозе высказывал эту любовь. Поэт родился здесь в ночь со 2 на 3 октября 1814 года. Древняя русская столица в это время праздновала окончание войны с Наполеоном. Проведя в Москве зиму, родители поэта – Юрий Петрович и Мария Михайловна – выехали в село Тарханы (Чембарского уезда Пензенской губернии), где жила в своём имении бабушки Лермонтова Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина… Мать  - Мария Михайловна – обладала очень слабым здоровьем и скончалась от чахотки 24 февраля 1817 года, оставив у сына смутные, но всю жизнь потрясавшие его воспоминания. Чувство сиротства, одиночества осталось у поэта  навсегда. Елизавета Алексеевна делала всё, чтобы внуку было бы некогда грустить.

Монах Лазарь (Афанасьев) «Парус одинокий» / Монах Лазарь (Афанасьев). – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2019. - №4. – С.13-22.

         Драма М.Ю.Лермонтова «Маскарад» впервые была экранизирована в 1910 году, режиссёром-постановщиком ленты был Пётр Чердынин. Ольга Николаевна Харитонова свою статью посвятила рассмотрению в школьной практике экранизации драмы. Она анализирует киноверсии этого произведения, создателями которых в разное время были С.Герасимов, М.Козаков, И. Мамышева. В работе также уделяется внимание киноленте С. Соловьева «Сто дней после детства», где лермонтовские мотивы играют существенную роль.

Харитонова, О.Н. Драма М.Ю.Лермонтова «Маскарад» в зеркале кинематографа / Ольга Николаевна Харитонова. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2019. - №4. – С.26-31.

         В следующем номере журнала «Литература в школе» Москвин Г.В. вновь обращается к творчеству М.Ю.Лермонтова. Его статья посвящена проблеме школьного чтения и осмысленного восприятия художественной литературы, в частности прозы Лермонтова. Автор утверждает, что необходимо учитывать важнейшее свойства всей прозы писателя – её психологизм и последовательно рассматривает психологические детали и пассажи в тексте романа. Анализ на уроке литературы психологических приемов, используемых писателем, способствует постижению важнейших для понимания произведения категорий: герой, деятельность героя, сюжет, идея, смысл. Такой литературоведческий подход поможет организовать эффективную работу по обучению учащихся аналитическому чтению классической литературы.

         Москвин, Г.В. Психологизм прозы Лермонтова / Георгий Владимирович Москвин. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2019. - №5. – С.2-6.

         Прошлое, настоящее и будущее в сознании каждого из нас духовно связаны невидимой нитью. В следующей статье журнала осмысливается отношение к революционным событиям отдельных поэтов Серебряного века – уникального явления культуры данного периода, а также их судьба после 1917 года.

         Мартынюк, О.А. «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?» / Ольга Александровна Мартынюк. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2019. - №5. – С.15-18.

         В статье Бондаренко М.И. Зарубежная литература «потерянного поколения» в школьном изучении рассматриваются романы Э.Хемингуэя «Прощай, оружие!» и Э.М.Ремарка «На западном фронте без перемен». Акцент в изучении этих романов сделан на проблематике и поэтике (герой, стиль, конфликт). Созвучие романов связано с изображением поражения человека, противостоящего войне: она лишает его либо жизни, либо смысла существования. Форма повествования от первого лица последовательно выражает антивоенный пафос романов.

         Бондаренко, М.И. Зарубежная литература «потерянного поколения» в школьном изучении / Марина Игоревна Бондаренко. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2019. - №5. – С.22-23.

         Автор следующей статьи – Талецкая Э.В. – показывает систему работы по изучению художественных произведений о войне на уроках и во внеурочной деятельности.

         Книги о Великой Отечественной войне имеют большую воспитательную ценность. На этой литературе выросло не одно поколение школьников. Но в современной программе, к сожалению, произведений на данную тему крайне мало. Поэтому работу по организации чтения литературы военной тематики учитель проводит в разных формах урочной и внеурочной деятельности.

Талецкая, Э.В. О Великой Отечественной войне с почитанием, вниманием, интересом / Эльвира Викторовна Талецкая. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2019. - №5. – С.28-29.

         Далее, в этом номере следует статья Пранцовой Г.В., которая будет интересна нашим старшеклассникам. Автор рассматривает проблему, связанную с написанием итогового сочинения нового типа, и предлагает систему подготовки старшеклассников к написанию сочинения-рассуждения, а также виды заданий для эффективного формирования речевых умений учащихся.

         Пранцова, Г.В. Система заданий и упражнений для обучения итоговому сочинению-рассуждению / Галина Васильевна Пранцова. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2019. - №5. – С.29-32.

         «Наша молодежь» - общероссийский молодежный журнал, информирует молодежь и специалистов по работе с молодежью о ключевых событиях и курсе молодежной политики.

         Апрельский номер «Нашей молодежи»  сообщает о всероссийском образовательном проекте – «Тренинг-Марафоне». Это проект Российского Союза Молодежи, который помогает молодым людям приобрести полезные надпрофессиональные компетенции и представляет собой серию длительных образовательных блоков, продолжительность которых может составить от трех часов до нескольких дней. Участником может стать любой желающий в возрасте от 14 до 30 лет. Организаторы «Тренинг-марафона» ставят перед собой серьезную цель – создание образовательной среды для подготовки конкурентоспособных, компетентных и ответственных специалистов, воспитание целеустремленной личности, которая сможет успешно действовать в меняющемся мире.

         «Тренинг-Марафон» - всероссийский образовательный проект неформального обучения. – Текст: непосредственный // Наша молодежь. – 2019. - №7-8. – С.7.

         Журнал «Наша молодежь» продолжает цикл публикаций, посвященных самореализации волонтеров Благотворительного фонда поддержки и развития «Добродетель». Корреспондент журнала побеседовала с администратором Фонда Александром Петруниным, который считает, что благотворительность с рождения живет в каждом человеке.

         Лукьянова, О. Герои Добродетели и Мастера Добра Великой России / Олеся Лукьянова. – Текст: непосредственный // Наша молодежь. – 2019. - №7-8. – С.20-22.

         В №9 номере редакция журнала «Наша молодежь» искренне поздравила всех читателей с Великим праздником – Днем Победы! В этом году наша страна отметила 74-ю годовщину Победы Красной Армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Именно Днем Победы была ознаменована полная капитуляция фашистских войск. Первое празднование в 1945 г. запомнилось грандиозным салютом. А Парад Победы войск Красной Армии на Красной площади Москвы состоялся 24 июня 1945 г.

         Киселева, А. Праздник со слезами на глазах! / Анна Киселева. – Текст: непосредственный // Наша молодежь. – 2019. - №9. – С.3.

         Следующая статья номера рассказывает о всероссийском конкурсе «Моя страна – моя Россия», в котором участвует рекордное количество человек: на конкурс подано около 35 тыс. заявок со всей России. В 2019 г. конкурс вошел в платформу «Россия – страна возможностей», конкурс, которому в этом году исполнилось 16 лет, стал в один ряд с такими мощными государственными проектами по созданию и развитию социальных лифтов, как «Лидеры России», а также укрепил сотрудничество с государственными и негосударственными организациями, фондами, университетами.

         «Моя страна – моя Россия»: видеть мир как пространство действия. – Текст: непосредственный // Наша молодежь. – 2019. - №9. – С.8-10. 

         Бытует мнение, что нынешняя молодежь совершенно не читает. Так ли это? Елена Собкова в своей статье «Что читает молодежь?» публикует данные опроса, в котором приняли участие около 177 респондентов: юноши и девушки до 30 лет. Как показывает проведенный опрос, отношение к чтению меняется в положительную сторону. Кроме того, молодежь читает не только книги печатные, но и электронные и читает избирательно. Кроме классической литературы современные юноши и девушки больше интересуются зарубежными авторами, чем отечественными. В статье приводится рейтинг самых читаемых молодежью произведений.

         Собкова, Е. «Что читает молодежь?» / Елена Собкова. – Текст: непосредственный // Наша молодежь. – 2019. - №9. – С.24-25.

Эти и другие интересные материалы вы найдете на страницах периодических журналов в отделе «Юность» ЦГБ.   

Приглашаем всех желающих в читальный зал отдела «Юность»:

пн., вт., ср., чт. – с 9.30 – 18.00;       Суб., вос. – с 10.00 – 18.00.

Пятница – выходной.

В июле и августе мы работаем по графику:

пн., вт., ср., чт. пт – с 9.30 – 18.00          Суб., вос. – выходные дни.