Гений - это высшая форма познавательных способностей человека, обладание которой наделяет человека иным качественным потенциалом, недоступным для других людей. Гений в искусствах и науках - это то же самое, что мудрец в жизни. Так, если мудрец - это космополит, имеющий гражданство в мире богов и людей, гений - это тот же гражданин умозрительного мира, который доносит высшие формы знаний о прекрасном и истинном до людей.

Жизнь великих людей всегда наполнена загадочным, необычным, а иногда и несуразным. Эти малоизвестные грани их личности могут вызвать не только удивление, но и ужас.

Быть гением - и великое счастье, и тяжкий крест. Изнутри снедают собственные страсти и навязчивые образы, извне - пожирает зависть коллег и невнимание непосвящённых.

Абонементный отдел подготовил для вас обзор литературы «Тайная жизнь гениев». О многих неизвестных сторонах жизни гениев рассказывают эти книги.

 

 

Енко К. Тайная страсть Достоевского. Наваждения и пороки гения. – М.: Яуза: Эксмо, 2011. – 256 с. (Тайная жизнь гениев).

Федор Михайлович Достоевский – гений русской литературы, великий писатель. Это – человек с «содранной кожей», то есть с обнаженными нервами, проживший неповторимую фантастическую жизнь любви и страстей, полную неожиданностями и мучительными противоречиями.

 «Здесь Бог с дьяволом борется, и поле битвы - сердца людей», - эти слова Достоевского имеют отношение и к его собственной судьбе. Не секрет, что в личной жизни Федор Михайлович не был ни ангелом, ни монахом, а его тайные пристрастия зачастую перерастали в пороки и наваждения. Игромания и эротизм, одержимость рулеткой и роковыми женщинами, обостренная чувственность, доходящая до сластолюбия, мучительная любовь-ненависть на грани самоистязания - все это выплескивалось на страницы его великих романов. Что позволяло ему не просто исследовать извращенное сознание убийц, маньяков, террористов, растлителей-педофилов, а буквально выворачивать их наизнанку, с потрясающей достоверностью описывая этих бесов в человеческом обличье, всех этих верховенских и смердяковых? Правда ли, что таким образом он сублимировал собственные болезненные фантазии и греховные позывы? Какую роль в его творчестве и интимной жизни сыграла тяжелейшая психическая травма, нанесенная смертным приговором, который был отменен буквально в последнюю минуту, уже на эшафоте, и многолетней каторгой? И не являлись ли его «безумства страстей» и «постыдные желания» клиническими симптомами?.. Эта шокирующая книга позволяет заглянуть в самые дальние, темные и запретные уголки души гениального писателя, впервые проливая свет на его тайные страсти и пороки, - с какими бесами и демонами ему приходилось бороться, какие ожесточенные сражения между Богом и дьяволом кипели в его великом сердце.

Зобнин Ю.В. Главная тайна Гумилева. Приглашение на казнь. – М.: Яуза: Эксмо, 2011. – 224 с. (Тайная жизнь гениев).

Незадолго до смерти Николай Гумилев писал: «Я часто думаю о старости своей, / О мудрости и о покое…» Поэт был убит в возрасте 35 лет…

Историки до сих пор спорят о подлинных причинах и обстоятельствах его гибели - участвовал ли он в «контрреволюционном заговоре», существовал ли этот заговор вообще или просто «сеть была слишком густой, и Гумилев не мог в нее не попасть». Несомненно одно - он встретил смерть настолько мужественно и достойно, что его смелостью восхищались даже палачи: «Этот ваш Гумилев… Нам, большевикам, это смешно. Но, знаете, шикарно умер. Улыбался, докурил папиросу… Фанфаронство, конечно. Но даже на ребят из особого отдела произвел впечатление. Пустое молодчество, но все-таки крепкий тип. Мало кто так умирает…»

Это «поэтическое расследование» подробно анализирует все версии ареста, следствия и казни поэта, восстанавливая подлинные обстоятельства трагедии и разгадывая одну из главных тайн русской литературы XX века.

Жданов В.А. Неизвестный Толстой. Тайная жизнь гения. – М.: Эксмо: Алгоритм, 2010. – 448 с. – (Гении и злодеи).

Эта книга исследователя творчества Льва Толстого В. А. Жданова (1898 – 1974) затрагивает сложнейшие и интимные стороны жизни русского гения. Впервые изданная в 1928 году с привлечением неопубликованных дневниковых записей писателя, она вызвала немало споров и неприятий. Увлечения и любовь, взаимоотношения с женой, чувственные переживания и борьба с ними… Классик мировой литературы предстает здесь во всей полярности своей непостижимой личности, со всеми метаморфозами души прожитых лет. В конце жизни Толстой, всегда жаждущий идеальной любви, назовет это чувство низменным, а его семейное счастье обернется семейным разладом.

 Зинин С. И. Неизвестный Есенин: В плену у Бениславской. – М.: Эксмо: Алгоритм, 2010. – 272 с. – (Гении и злодеи).

В публикациях о Сергее Есенине Галине Бениславской обычно отводится роль любимой женщины, верного друга и литературного секретаря поэта. Между тем статус Г. А. Бениславской как его гражданской жены подтверждается многими данными, и она имеет явное преимущество по продолжительности совместной семейной жизни в сравнении с зарегистрированными и гражданскими женами С. А. Есенина. Сергей Александрович неоднократно предлагал Бениславской официально оформить с ней брачные отношения.

Летом 1925 года перед женитьбой поэта на С. А. Толстой между ними произошел разрыв. Галина тяжело переживала это, лечилась от нервного расстройства, на время уезжала из Москвы. А в декабре 1926 года покончила с собой на могиле Есенина на Ваганьковском кладбище, оставив записку: «3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина… Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое…».

Воробьевский Ю. Неизвестный Булгаков. На свидании с сатаной. - М.: Эксмо: Алгоритм, 2011. – 272 с. – (Гении и злодеи).

Многих поклонников творчества Михаила Афанасьевича Булгакова волнует вопрос: а случались ли в его собственной жизни сверхъестественные явления, описанные в романе «Мастер и Маргарита»? Книга Юрия Юрьевича Воробьевского посвящена именно малоизвестным мистическим аспектам жизни и творчества М.А.Булгакова. Демонический мир, по мнению автора, выходит на прямой контакт с талантливым человеком (через его членство в «инициатических» обществах или родовые, личные грехи) и наделяет его своими «дарами», которые описаны в психиатрии, как автописьмо или синдром Кандинского - Клерамбо, а в православной традиции называется одержимостью. Так, многие знаменитые произведения искусства (классический пример: Гете и его «Юный Вертер») создали «моду» на самоубийство, прославление зла, демонические культы. Прошел через все это и М.А.Булгаков, считает Воробьевский, исследуя роль мистического в жизни и творчестве писателя.

Тёмные силы, по мнению автора, не оставляют в покое ни одного талантливого, тем более гениального человека. Исследуя роль мистического в биографии писателя, а иногда явно переоценивая эту роль, Воробьевский приходит к неожиданным, спорным, но и весьма любопытным выводам. 

Уткин А. Неизвестный Черчилль: «Я легко довольствуюсь самым лучшим». - М.: Эксмо: Алгоритм, 2011. – 608 с. – (Гении и злодеи). 

Книга «Неизвестный Черчилль: Я легко довольствуюсь самым лучшим» принадлежит перу выдающегося отечественного историка А.И.Уткина. Биография Уинстона Черчилля представляет собой яркое описание политической и частной жизни этого известного мирового лидера. Это не только подробная биография, написанная детально, как настоящий исторический роман, но и исследование многих неизвестных страниц в деятельности Черчилля, его роли во Второй мировой войне и в период тяжелых поражений Британии, потери ею своей империи. Черчилль показан как человек, который преданно служил своей стране. Автор подробно останавливается на отношении Черчилля к России. Черчилль привлекает автора и как политик, и как историк, и как человек блестящего литературного таланта и художественной одаренности. Несколько написанных А.И.Уткиным биографий политических деятелей Запада признаны в США лучшими иностранными биографиями. Как и в них, автору этой книги удается дать портрет не только своего героя, но и времени, в котором он жил и в котором судьба России нередко была связана с его политикой.

Баганова М. Рудольф Нуриев. – М.: АСТ, 2014. – 288 с.

Всю жизнь этот человек был объектом безудержных восторгов и грязных сплетен. В него влюблялись прекраснейшие женщины, но он предпочитал им мужчин. Из-за своей нетрадиционной ориентации он был вынужден бежать из СССР. Рудольфу Нуриеву приписывали романы с Фреди Меркъюри, Ивом Сен Лорансом и даже с легендарным актером Жаном Марэ.

Журналисты смаковали связанные с ним скандалы и восхищались его танцем, его артистизмом и темпераментом, прозвав Нуриева «Чингисханом сцены».

Жизнь Рудольфа Нуриева была соткана из противоречий. «Неумытый татарчонок» – так его называла первая учительница – из бедной семьи стал мировой знаменитостью. Будучи миллионером, он скупился платить за себя в ресторанах. На сцене он выглядел галантным романтическим принцем, а жизни хамил, был омерзительными хамом и скандалистом. Объявленный в СССР «изменником Родины», он ни разу не позволил себе отрицательно высказаться о советском строе. Проявляя недюжинную смелость, он танцевал, невзирая на травмы, превозмогая боль, выходил на сцену в бинтах с воспаленными суставами, но при этом страдал множеством нелепых фобий и параноидальных страхов. В течение двадцати лет Рудольф Нуриев был объектом поклонения миллионов, а сам страдал от одиночества и недостатка внимания. Оставил нам множество балетных постановок и кинозаписей своих выступлений, но сам, не решившись вовремя уйти со сцены, пережил свою славу и стал объектом насмешек бесцеремонных журналистов.

О нем написана масса книг, биографы разобрали по деталям все шокирующие подробности его жизни, все бесчисленные скандалы, с ним связанные, все его романы и интриги. Пожалуй, сейчас уже невозможно сказать ничего нового на тему «Нуриев в личной жизни», поэтому главным объектом внимания данной книги стала другая сторона его биографии – балеты, в которых он участвовал в самых разных качествах. Судьба сводила Рудольфа Нуриева с величайшими хореографами XX века, с выдающимися балетными танцовщиками. Он выступал в балетах, которые становились знаковыми событиями в истории современного искусства, и сам создавал подобные постановки. Его «Щелкунчик», «Золушка», «Баядерка» – признанные шедевры. В этом – неоценимый вклад Рудольфа Нуриева в мировую культуру!

Странная, яркая и противоречивая жизнь, в чем-то счастливая, а в чем-то трагичная, сочетание поразительного успеха и прискорбных неудач. Рудольф Нуриев оставил о себе противоречивую память, но человек забывается, а искусство остается. Красота, которую он создавал, его энергия, его упорство в достижении цели – все это, безусловно, перевешивает чашу весов.

Пикассо М. Дедушка. – М.: Текст, 2006. – 173 с.

 

Если при мне говорят о гениальности Пикассо,

мне так и хочется ответить:

«Да, он был гений. Но - гений зла».

 

Марина Пикассо

Марина Пикассо, внучка великого Пабло, решилась написать мемуары через тридцать лет после смерти своего прославленного деда. При всей сдержанности мемуаристки из этой небольшой книги читатель понимает, что ей пришлось за эти годы многое пережить, во многом разобраться и многие раны еще не до конца зажили в ее душе. Мемуары Марины Пикассо потрясают даже после всех предыдущих откровений о личности и частной жизни художника, которых после его смерти появилось немало. Книга Марины - не только о гении, но и о тех людях, чьи жизни, вовлеченные в орбиту гения, оказались изломаны и загублены. Умирающая в одиночестве и бедности Ольга Хохлова, первая жена Пикассо, бабушка Марины; ее отец, безвольный, спивающийся; ее полусумасшедшая мать; ее брат Паблито, покончивший жизнь самоубийством… Поразительно яркие детские воспоминания о редких встречах с дедом чередуются с недетскими раздумьями одинокого, обделенного любовью ребенка - и с размышлениями сегодняшней, взрослой Марины. Нелегко жить в тени великого человека… Книжка, в которой каждая страница окрашена пронзительным и неподдельным лиризмом, - скорее обвинительный акт, нежели рассказ о пути Пикассо к всемирной славе. Марина обвиняет «великого дедушку» в черствости, эгоизме, вампиризме, считает его виновником самоубийства ее брата Паблито. Ее точка зрения вполне может показаться спорной. «Так кто же больший эгоист - я или Пикассо?» - спрашивает в конце своей книги Марина. Пусть на этот вопрос ответит читатель. Марина Пикассо - мемуаристка, внучка П.Пикассо. Ее воспоминания сопровождают фотографии из семейного альбома художника. 

Дали С. Дневник гения. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 288 с.

Сальвадор Дали, крупнейший мастер мировой живописи, оказался современником, свидетелем и участником главных событий в искусстве XX века. «дневник гения», написанный в 1950 – 1960 годах, - это своего рода подведение итогов, и манифест художника-литератора, и попытка оправдаться перед общественностью, которая недоумевает по поводу его картин, а также многочисленных скандалов и конфликтов, в которых он был замешен. Это удивительно откровенная книга, дающая убедительный ответ на вопрос: кто же такой Сальвадор Дали, сюрреалист и консерватор, возмутитель спокойствия, художественный экстремист, обесценивающий и обессмысливающий те ценности, которые у людей считаются бесспорными, и в то же время новатор, радикально изменивший художественную систему.

 

 

Список литературы

 

 

  1. Баганова М. Рудольф Нуриев. – М.: АСТ, 2014. – 288 с.
  2. Воробьевский Ю. Неизвестный Булгаков. На свидании с сатаной. - М.: Эксмо: Алгоритм, 2011. – 272 с. – (Гении и злодеи).
  3. Дали С. Дневник гения. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 288 с.
  4. Енко К. Тайная страсть Достоевского. Наваждения и пороки гения. – М.: Яуза: Эксмо, 2011. – 256 с. (Тайная жизнь гениев).
  5. Жданов В.А. Неизвестный Толстой. Тайная жизнь гения. – М.: Эксмо: Алгоритм, 2010. – 448 с. – (Гении и злодеи).
  6. Зинин С. И. Неизвестный Есенин: В плену у Бениславской. – М.: Эксмо: Алгоритм, 2010. – 272 с. – (Гении и злодеи).
  7. Зобнин Ю.В. Главная тайна Гумилева. Приглашение на казнь. – М.: Яуза: Эксмо, 2011. – 224 с. (Тайная жизнь гениев).
  8. Пикассо М. Дедушка. – М.: Текст, 2006. – 173 с. 
  9. Уткин А. Неизвестный Черчилль: «Я легко довольствуюсь самым лучшим». - М.: Эксмо: Алгоритм, 2011. – 608 с. – (Гении и злодеи).