Жизнь в искусстве… Красивый романтичный образ, но много ли мы знаем о том, что значит жить в искусстве? Мы восхищаемся картинами и скульптурами, иногда даже не предполагая, что их авторы умирали в нищете, отвергнутые всеми.

Нет, конечно, не все так плохо, но часто за произведениями и образами мы не видим автора, а если видим, то не больше, чем сам этот автор хотел показать. Тулуз-Лотрек был калекой, но благодаря своим картинам был принят в хороших домах, был звездой ночной жизни…

Великие художники и скульпторы, архитекторы - целая галерея образов предстает перед нами в обзоре «Жизнь в искусстве». Теперь мы можем посмотреть на них с другой стороны, а дальше - увидеть то, что, может быть, они скрывали, то, чего они боялись, то, что они любили.

Обзор книг «Жизнь в искусстве» - блистательное собрание блистательных биографий, иллюстрированных документальными материалами.

Вы хотите понять, что такое жить в искусстве? Тогда вперед, эти книги ждут своего пытливого, а, главное, понимающего читателя…

 

Самин Д.К. 100 великих художников. – М.: Вече, 2010. – 480 с. (100 великих).

«Искусство любит многообразие, как с исторической, так и национальной точки зрения, – отмечал художник Мартирос Сарьян. – Динамика истории человечества заключена в ее многогранности. Этим определяется и содержание мира и лицо всемирного искусства. Один художник работает в России, другой – в Италии, третий – во Франции, четвертый – в Бельгии. В работах каждого живет национальный стиль, национальный характер, они дышат своим временем, они передают думы, мысли и чаяния народа.

Художник живет атмосферой своей страны, живет в окружении своих соотечественников, в своей родной природе. Каждый народ представляется мне могучим деревом. Корни этого дерева уходят в родную почву, а усыпанные цветами и плодами ветви принадлежат миру».

Го Си, Рублёв, Веронезе, Гойя, Ван Гог, Дюрер, Кандинский, Матисс, Рембрандт – это художники разных времен и разного стиля… Но их всех, как истинных мастеров, объединяет вечное горение, вечное вдохновение, вечно одержимая любовь к искусству.

Художник не может творить, если его душа мертва, а сердце холодно. Он не будет живописцем, если его чувства не воспринимают красок жизни, гармонии природы, если его не трогают судьбы людей. Искусство не самоцель. Оно создается для того, чтобы закрепить в материале произведения жизненно ценное, выразить то, что волнует современников, что сам пережил в моменты наивысшего подъема своего духа, разума.

Среди великих художников мира, представленных в данной книге, нет двух одинаковых мастеров. Все они очень различаются по манере письма, творческому подходу, колориту и темпераменту. Но каждое из великих имен с благодарностью и любовью вспоминают подлинные поклонники живописи. Благодаря им живо искусство мастеров прошлого и настоящего. Именно им, любителям и ценителям мировой живописи, предназначена новая книга из серии «100 великих».

 

Гнедич П.П. История искусств: Живопись. Скульптура. Архитектура. – М.: Эксмо, 2010. – 544 с.

Книга русского писателя, переводчика, историка искусств и театрального деятеля Петра Петровича Гнедича (1855 – 1925) – тот уникальный путеводитель, с которым не расстаются многие  поколения образованных людей. Популярность «Истории искусств» Петра Гнедича – явление феноменальное, хотя и вполне объяснимое. Ведь книги, позволяющие оценить все художественное богатство, созданное человеческим гением на протяжении истории цивилизации, и получить достаточное представление о развитии искусства в целом, не углубляясь в подробности, более интересные специалистам, чем простым смертным, встречаются крайне редко. Выдержавшая несколько переизданий еще при жизни автора, «История искусств» знакомит с выдающимися произведениями архитекторов, скульпторов, живописцев всех времен и народов. Читателю предлагается путешествие в мир шедевров, насыщенное увлекательной и полезной информацией. В этой книге представлено, освещено и изображено все лучшее, что стало достоянием золотого фонда мирового искусства; все, что не подвержено сиюминутным веяниям эпох; все, что неизменно оказывается сильнее исторических водоворотов. С другой стороны, «История искусств» пробуждает в читателе лучшие эстетические чувства, побуждает к творческому осмыслению, дает благотворный созидательный импульс.

Эта книга - настоящая энциклопедия шедевров живописи, скульптуры и архитектуры. Краткий исчерпывающий комментарий позволяет получить ответы на неизбежно возникающие вопросы, не прибегая к помощи специальной литературы и консультациям профессионалов. Творчество художников Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, А. Г. Венецианова, О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, П. А. Федотова составило славу отечественного искусства и подготовило почву для блестящего расцвета русского искусства, приходящегося на вторую половину XIX - начало XX века. В это время были созданы классические работы выдающихся русских мастеров В. Г. Перова, А. К. Саврасова, Н. Н. Ге, И. Н. Крамского, В. В. Верещагина, В. М. Васнецова, И. Е. Репина. История искусств Петра Гнедича - это возможность увидеть своими глазами лучшее из того, что было создано человеческим гением на протяжении прошедших тысячелетий. Эта книга - настоящая летопись золотого века русского искусства, начинал с его возрождения в послепетровскую эпоху - от постепенного преодоления подражательности и преклонения перед Европой к поиску своих, оригинальных, самобытных идей, форм и сюжетов.

 

Вазари Джорджо Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2001. – 560 с.

Джорджо Вазари, итальянский живописец и архитектор, внес огромный вклад в культурное наследие как создатель «Жизнеописаний знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» - книги, с которой начинается история искусства в Европе. Она и по сей день остается важным источником сведений о жизни и творчестве титанов искусства эпохи Возрождения.

В настоящее издание вошли избранные биографии наиболее знаменитых итальянских живописцев, зодчих и скульпторов, дающие представление об авторе книги, не только как об историке искусства, но и как о писателе, мастере слова. В книге использованы переводы и комментарии известного переводчика и историка искусства А.Габричевского. Рекомендуется всем интересующимся культурой эпохи Возрождения.

Жизнеописания Вазари — первая по времени создания европейская история искусств, настольная книга всякого любителя и исследователя итальянского искусства эпохи Возрождения. Это не только богатейшая сокровищница фактического материала, но и полноценное художественное произведение, воссоздающее яркую и живую картину жизни в Италии на протяжении двух столетий.

В лице писателя Вазари перед нами встает мощная и самобытная фигура создателя первой истории искусств, мастера итальянской прозы, классика науки об искусстве и художественной критики. Его «Жизнеописания» служили, служат и всегда будут служить настольной книгой для всякого любителя и исследователя итальянского искусства эпохи Возрождения как замечательный исторический документ, являющийся не только богатейшей сокровищницей фактического материала, но и полноценным художественным произведением, воссоздающим яркую и живую картину художественной жизни Италии на протяжении двух столетий.

Мало того, историческая концепция автора, естественно, во многом наивная и ограниченная, но сложившаяся на почве творческой практики реалистического искусства итальянского Ренессанса, нисколько не утратила своей объективной познавательной ценности и в основных чертах подтверждалась и подтверждается достижениями прогрессивной исторической науки.

С первых же страниц читатель замечает, что плавное течение жизнеописания или портретной новеллы на каждом шагу прерывается сухими и подчас очень длинными перечислениями произведений героя, лишь кое-где оживляемыми более или менее краткими описаниями, которые сплошь да рядом разрастаются в замечательные по меткости и точности анализы, свидетельствующие о зрелом суждении художника-профессионала, обладающего острым и испытанным критическим чутьем. Все это говорит о том, что рядом с Вазари — биографом и новеллистом, стоит другой Вазари — историк и критик. Даже неискушенному человеку, не говоря о специалисте, бросается в глаза непримиримый конфликт между художником-портретистом и ученым-исследователем. Действительно, всякий раз, как ученый наталкивается на противоречивые факты или просто на отсутствие таковых, он смело и охотно уступает место художнику. За эту непоследовательность критиковать нашего автора нетрудно, и давно стало общим местом снисходительно прощать ему его легкомыслие, «вранье», неточности, тенденциозность и прочие грехи. Однако при этом обычно забывают, насколько для историка XVI века еще были зыбки границы между вымыслом и реальным фактом, между устным преданием и подлинным документом, между художественным правдоподобием и вероятностью научной гипотезы, между историей как наукой и историей как назиданием.

Как бы то ни было, составленный Вазари критический инвентарь всей художественной продукции Италии за два столетия является грандиозной работой, источником такой огромной ценности, что этого одного было бы достаточно, чтобы заслужить ему вечную признательность грядущих поколений..

 

Мутер Р. Мировая живопись. Шедевры. Жанры. Направления. – М.: Эксмо, 2010. – 544 с.

История живописи, насчитывающая тысячи лет, неотделима от истории развития цивилизации. Живопись - это вечный поиск совершенного образа ускользающего мира, в котором отражается сам человек, со всеми своими достоинствами и слабостями. История мировой живописи всемирно известного немецкого искусствоведа Рихарда Мутера, собравшего поистине колоссальный материал по истории изобразительного искусства стран мира, - это возможность вновь пережить наиболее волнующие и запоминающиеся моменты этого вечного движения человечества к идеалу.

Интересная и познавательная книга, рассчитанная на широкий круг читателей. Для тех, кто профессионально изучает искусство и тем, кто просто любит искусство. Книга не покажется монотонной. В ней нет простых хронологических перечисления. Автор плавно переходит от одного направления к другому, от одной эпохи к другой. Почему родился один стиль, как из него происходит другой. Как на это влияет сама жизнь, как взгляды (политические, религиозные) влияют на искусство (позы, выражение глаз, тела). Если кто-то хочет пройти краткий курс живописи - это одна из лучших книг.

 

Гастев А.А. Леонардо да Винчи. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 373 с. – (Жизнь замечательных людей).

Герой этой книги принадлежит к тем личностям мировой истории, чья известность и чья слава не ограничиваются пределами одной страны или одной эпохи. Гениальный художник, неутомимый исследователь явлений природы, выдающийся инженер и мыслитель, Леонардо да Винчи, может быть, в гораздо большей степени, чем другие знаменитые представители Возрождения, соединил в своей деятельности все многообразие чаяний, идей и интеллектуальных мотаний ренессансной личности. Феномен Леонардо да Винчи поражает не только размахом и разносторонностью поставленных и решенных вопросов в различных сферах человеческой деятельности, но и атмосферой некоторой таинственности, порожденной обстоятельствами биографии художника, сложностью языка, которым он себя в разных областях знания и искусства выражал.

Уникальность подобных судеб неизменно приковывает внимание все новых поколений, требуя от них не просто пиетета и почитания, но и твердо выверенного мировоззренческого отношения.

Рассказывая о великом итальянском ученом, изобретателе, живописце, автор сосредоточивает внимание на тех этапах жизненного пути великого мастера, которые дают возможность с наибольшей ясностью показать своеобразие его личности и ту историческую обстановку, в которой он жил и творил. Значительная часть книги посвящена непосредственно научным трудам Леонардо, его великим изобретениям, удивительной живописи, скульптуре и графике. 

Предлагаемая вниманию читателя книга А. Гастева во многом может показаться необычной для тех, кто в достаточной мере знаком с другими изданиями серии «Жизнь замечательных людей». Биограф сознательно ставит перед собой задачу найти стиль изложения, адекватный художественно- научному стилю описываемой им эпохи. Скажем, если для Леонардо да Винчи – художника была актуальной забота о создании особой живописной манеры, когда четкость границ изображаемого предмета исчезает, а свет постепенно и незаметно рассеивается во тьме, и наоборот (знаменитое «сфумато», «рассеивание»), то автор подыскивает этому соответствующий литературный эквивалент, так что контуры личности его героя другой раз также представляются нечеткими. Тут автор полагается на умение читателя самому определить отношение к разным ипостасям художника-возрожденца.

Очевидной, во многом неизбежной усложненностью отличается и композиционное построение книги: различные периоды жизни героя даны не в хронологической последовательности, а вперемешку, некоторые из них рассмотрены с гораздо большей подробностью, нежели другие. Перед нами как бы старое мозаичное изображение с многочисленными утерянными фрагментами. Тут также новое испытание для читателя, призыв к его активности и вниманию.

Не скрывая глубинной противоречивости личности и творчества своего героя (гуманистический пафос соседствует у него с безудержным любопытством аналитика, инженера, с удовольствием выполняющего чисто военные заказы), биограф поручает выносить окончательное суждение о величии своего героя читателю.

 

Махов А.Б. Тициан. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 344 с. – (Жизнь замечательных людей).

Историю итальянской и мировой живописи невозможно представить без работ Тициана Вечеллио (1477 – 1576) – выдающегося представителя венецианской художественной школы, одного из величайших мастеров эпохи Возрождения. Книга известного переводчика, знатока Италии и ее культуры Александра Махова с небывалой в отечественной литературе полнотой освещает долгий жизненный и творческий путь художника от его рождения в маленьком городке Пьеве ди Кадоре до смерти от чумы в должности официального живописца Венецианской республики. На основе множества источников автор рисует широкую панораму жизни Тициана, его друзей и недругов на фоне бурной истории Европы того времени.

Творчество Тициана — это целая эпоха в истории мировой живописи, отразившая величайший взлет венецианской художественной школы и предвосхитившая ее закат. Окруженный славой и почетом, Тициан прожил долгую и счастливую жизнь. В отличие от трех своих великих современников — Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля, — он был женат и имел детей. Суровый климат Доломитовых Альп, где Тициан родился, наложил свой отпечаток на его облик и характер. Это был высокий статный горец с гордой осанкой и орлиным профилем — именно таким художник изображал себя на ранних картинах. Но и в преклонном возрасте он не выглядел сгорбленным старцем, как это видно на последнем автопортрете. Творец пережил многих современников, друзей и недругов, включая своего первого биографа Джорджо Вазари, который отметил: «Более, чем кто-либо из равных ему, Тициан пользовался отменным здоровьем и был удачлив; он ничего не получил от неба, кроме счастья и благополучия».

Его творческая жизнь неразрывно связана с Венецией, которая по сравнению с другими центрами культуры Возрождения оказалась позднее вовлеченной в процесс формирования новых художественных принципов искусства.  

Его творчество приходится на переживаемый Венецией пик могущества, наивысшего расцвета ее славы, блеска и роскоши, когда она вписала незабываемые страницы в историю. Это годы между победой венецианцев в битве при Кадоре (1508) против вторгшихся при поддержке Ватикана и Франции полчищ германского императора Максимилиана и потоплением турецкой эскадры в сражении при Лепанто (1571). После них началось медленное увядание, когда Венеция стала утрачивать свое значение великой морской державы, постепенно теряя одно за другим владения на Апеннинском полуострове и заморские территории.

За свою более чем семидесятилетнюю творческую жизнь Тициан оставил колоссальное художественное наследие, с которым вряд ли могут сравниться даже такие плодовитые мастера, как Рубенс и Рембрандт. Правда, в работе он был нетороплив, подолгу обдумывая тот или иной сюжет, прежде чем приступить к его воплощению. Не знавший спадов творческий гений Тициана мужал из года в год, раскрывая все новые грани. Однако неизменным оставались диалог живописца с окружающим миром, человеком и природой, его восхищение красотой материального мира, а навеваемые при этом гедонистические настроения вполне уживались в нем с глубоко религиозным чувством, придавая его поздним творениям метафизическое значение.

 

Брион М. Дюрер. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 180 с. – (Жизнь замечательных людей).

Возрождение в Германии — необычайно яркая вспышка творческого гения на рубеже XV—XVI веков, являющаяся наиболее драматичным и кратковременным периодом культуры Ренессанса, отличается сложным переплетением старого и нового, национального и итальянского, светского и религиозного, идей Реформации и гуманизма. Наиболее ярко этот необыкновенный синтез воплотился в творчестве выдающегося живописца Альбрехта Дюрера (1471—1528).

Альбрехт Дюрер, очевидно, был «самым ренессансным» художником среди тех замечательных мастеров, которые создали искусство Возрождения в Германии. Именно ему удалось наиболее органично соединить национальную традицию с достижениями итальянского Ренессанса, создать некий сплав, в котором слились классика Италии и «немецкое чувство формы» (как сказал бы историк искусства Г. Вельфлин), рациональность гуманистов, северная религиозность и духовная экспрессия.

Среди всех новаций, которые Дюрер внес или хотел внести в немецкое искусство, хотелось бы особо выделить одно — стремление к рациональному обоснованию художественного творчества, поиску неких общих закономерностей, согласно которым должно создаваться произведение искусства.

Книга Марселя Бриона об Альбрехте Дюрере — не научная монография, и потому автор может себе позволить несколько модернизировать самосознание и образ мышления человека шестнадцатого столетия, обнаружить в искусстве Германии первой четверти XVI века черты маньеризма и барокко, а также иной раз считать достоверным то, что для историка искусства пока остается гипотетическим. Существуют определенные законы жанра, и автор их придерживается. Повествование о жизни художника, его путешествиях, о людях, с которыми он встречался и дружил, о происходивших в его время исторических событиях увлекает читателя, вызывает интерес к Дюреру и, что самое главное, создает яркий и запоминающийся образ этого замечательного мастера немецкого Возрождения.

 

Михель Шольц-Хензель Эль Греко – М.: «АРТ-РОДНИК», 2005. – 96 с.

Книга об испанском художнике греческого происхождения Эль Греко (1541 - 1614), одном из крупнейших представителей маньеризма, способствовавшем мировой славе испанской живописи. Существует предположение, что он начинал свою работу живописца в иконописной мастерской. Все свои работы всегда подписывал своим настоящим именем - Доминикос Теотокопулос.

Эль Греко – известнейший из мастеров своей эпохи, однако мы знаем о его жизни гораздо меньше, чем о жизни других, менее значительных художников. Причиной этого являются три следующих фактора: во-первых, Эль Греко предпринял долгое «паломничество» по Средиземноморью и лишь после этого обрел свою новую родину в испанском Толедо. Во-вторых, литература об искусстве появилась в Испании значительно позже, чем литература соответствующего жанра в других странах. Ведущие испанские авторы такого рода начали публиковать свои труды лишь в XVII веке. И, наконец, в- третьих, до Гойи в Испании не было гравюрной школы, способной воспроизводить творения Эль Греко.

В этом плане весьма знаменательно, что этого греческого живописца и скульптора до сих пор знают по его итальянскому прозвищу El Greco – «грек», хотя в Италии он прожил всего десять лет, а в Испании – целых сорок. Сам же он до конца жизни продолжал подписывать картины собственным именем – Доменикос Теотокопулос, - подчеркивал тем самым свое происхождение.

Скупые данные о нем подтверждают, что он был образованнейшим человеком своего времени, имел прекрасную библиотеку. Книга состоит из восьми глав, рассказывающих о жизни художника и об истории создания каждой картины, представленной в издании. В конце книги приводится хронология жизни и творчества мастера, а также избранная библиография трудов об этом великом мастере.

Эль Греко не имел последователей-современников, и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти.

 

 

Бочаров И.Н., Глушакова Ю.П. Карл Брюллов. Итальянские находки. – М.: Знание, 1984. – 192 с.

В книге рассказывается об итальянском периоде жизни и творчества великого русского художника ХIX века Карла Павловича Брюллова. Она содержит в себе новые сведения биографического характера, а также повествует о произведениях тех лет, судьба которых до последнего времени была неизвестна.

Великий Карл - так еще при жизни называли современники замечательного русского художника Карла Павловича Брюллова. Написанное им в Италии огромное полотно «Последний день Помпеи» завоевало всеевропейское признание. Его имя ставилось рядом с именами Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка.

Высокие ценители искусства были поражены блистательным произведением Карла Брюллова... Гоголь писал: «Его произведения первые, которые могут понимать (хотя неодинаково) и художник, имеющий высшее развитие вкуса, и не знающий, что такое художество. Они первые, которым сужден завидный удел пользоваться всемирною славою, и высшею степенью их есть до сих пор – «Последний день Помпеи» ...У Брюллова является человек для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы. Страсти чувства, верные, огненные, выражаются на таком прекрасном облике, в таком прекрасном человеке, что наслаждаешься до упоения».

Все картины Брюллова – это удивительное путешествие по страницам жизни великого мастера. В каждом полотне невероятным колоритом отображено его мироощущение. Не зря, даже выполняя работы на заказ, художник старался внести новаторские линии в свое произведение. Он никогда не останавливался на традиционных формах, поэтому превосходные работы Карла Брюллова всегда открывали перед зрителями новые возможности изображения знакомых предметов.

«Исторический живописец» Карл Брюллов оказал огромное влияние на русское искусство и как блестящий портретист, и как автор жанровых зарисовок, и как пейзажист, сумевший по-новому увидеть и передать богатство красок и буйство света окружающей природы. Начав с классицистических композиций, он вошел в историю русского искусства своими романтическими произведениями, в которых вплотную подошел к реализму.

Портреты и другие живописные шедевры Карла Брюллова, наполненные большим гуманистическим содержанием, воспевающие жизнь, свободу, благородные духовные начала в человеке, прославляющие все прекрасное на земле, составляют гордость русской культуры.

В предлагаемой вниманию читателей книге впервые собраны воедино публиковавшиеся ранее в виде фрагментов материалы, повествующие о результатах их брюлловских разысканий, которые продолжались не одно десятилетие.

Авторы книги строят свое изложение таким образом, чтобы не упустить ни одной детали, связанной с открытием того или иного произведения или факта биографии художника, подробно рассказывают о процессе поисков, о большой помощи, оказанной им итальянской прогрессивной интеллигенцией.

Книга Ю.П. Глушаковой и И.Н. Бочарова – живой, увлекательный и волнующий рассказ о том, как ими были открыты и прочитаны неизвестные страницы в творческой биографии Карла Брюллова, истории русской культуры и истории духовного содружества между народами Италии и СССР. Все это делает ее чрезвычайно интересной и полезной как для историков и искуссствоведов, так и для широкого круга читателей.

 

Список литературы

 

  • 1.      Арнасон Г.Г. Скульптура Гудона. – М.: Искусство, 1982. – 126 с.
  • 2.      Бочаров И.Н., Глушакова Ю.П. Карл Брюллов. Итальянские находки. – М.: Знание, 1984. – 192 с. Гастев А.А. Леонардо да Винчи. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 373 с. – (Жизнь замечательных людей).
  • 3.      Брион М. Дюрер. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 180 с. – (Жизнь замечательных людей).
  • 4.      Вазари Джорджо Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2001. – 560 с.
  • 5.      Виленкин В.Я. Амедео Модильяни. – М.: Искусство, 1989. – 175 с. - (Жизнь в искусстве).
  • 6.      Герман М. Антуан Ватто. – Л.: Искусство, 1980. – 200 с. –(Жизнь в искусстве).
  • 7.      Гнедич П.П. История искусств: Живопись. Скульптура. Архитектура. – М.: Эксмо, 2010. – 544 с.
  • 8.      Гращенков В.Н. Антонелло да Мессина и его портреты. – М.: Искусство, 1980.
  • 9.      Губарева М.В., Низовский А.Ю. 100 великих храмов мира. – М.: Вече, 2000. – 512 с. (100 великих).
  • 10.  Махов А.Б. Тициан. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 344 с. – (Жизнь замечательных людей). Байрамова Л. Дали. – М.: «Белый город», 2006. – 47 с.
  • 11.  Мутер Р. Мировая живопись. Шедевры. Жанры. Направления. – М.: Эксмо, 2010. – 544 с.
  • 12.  Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. – М.: Радуга, 1987. – 333 с.
  • 13.  Перрюшо А. ЖизньГогена. – М.: Радуга, 1989. – 336 с.
  • 14.  Перрюшо А. ЖизньСезанна. – М.: Радуга, 1991. – 351 с.
  • 15.  Перрюшо А. ЖизньТулуз-Лотрека. – М.: Радуга, 1990. –284 с.
  • 16.  Петрочук О.К. Сандро Боттичелли. – М.: Искусство, 1984. – 224 с. – (Жизнь в искусстве).
  • 17.  Поцца Н. Тициан. – М.: Искусство, 1981. – 207 с. – (Жизнь в искусстве).
  • 18.  Рафаэль / Отв. Ред. В.В. Стародубова. –М.: Изобраз. Искусство, 1987. – 176 с.
  • 19.  Сабетай И. Леонардо да Винчи. – Бухарест: Меридиане, 1967. – 82 с.
  • 20.  Самин Д.К. 100 великих памятников. – М.: Вече, 2009. – 432 с. – (100 великих).
  • 21.  Самин Д.К. 100 великих художников. – М.: Вече, 2010. – 480 с. (100 великих).
  • 22.  Шольц-Хензель Михель Эль Греко – М.: «АРТ-РОДНИК», 2005. – 96 с.  

Threesome