Один из самых красивых праздников в году наступает в самом начале весны: это Международный женский день 8 Марта. Женщина – это всегда загадка, тайна; женская сущность многогранна и противоречива. Как и женские судьбы, о которых рассказывают книги из фонда абонементного отдела.

Испокон веков считалось, что изменять и перестраивать мир – удел мужчин, что лишь «сильному полу» по плечу роль лидеров и преобразователей.

И все-таки женщины никогда не оставались вне Истории. Своим, особым образом они влияли на судьбы мира. А уж XX столетие стало поистине «веком женщин»! Коко Шанель и Жаклин Кеннеди, принцесса Диана и Эвита Перрон, Мэрилин Монро и Одри Хепберн, Марлен Дитрих и Грета Гарбо, Эдит Пиаф и Мария Калласс, Гала Дали и Фрида Кало, Айседора Дункан и Анна Павлова – все они не просто изменили мир, но сделали его стильным, эффектным, харизматичным, наконец, просто интересным!

Чем ответил мир этим блестящим женщинам, чем отблагодарили их современники? О судьбах великих женщин, об их страстях, трагедиях и триумфах рассказывает книга знаменитого телеведущего, искусствоведа, театроведа, литературоведа, киноведа и переводчика Виталия Яковлевича Вульфа «Женщины, изменившие мир».

Вульф В. Я. Женщины, изменившие мир. – М.: Эксмо, 2011. – 320 с.


 

Короткая жизнь самой известной латиноамериканки в истории  - Эвиты Перрон была полна чудес и превращений. Родившись на самом дне, она сумела вознестись к сверкающим вершинам истории, превратившись из нищей девчонки в символ своей страны. Мало кому из людей двадцатого века удалось вызвать к себе такую любовь – слепую, страстную, граничщую с обожествлением, и в тоже время такую безоглядную ненависть. О судьбе Эвы Перрон, о ее роли в истории своей страны спорят уже полвека, но еще никому не удалось раскрыть загадку притягательности этой необыкновенной женщины, давно уже ставшей историей, легендой, мифом…

До сих пор историки Аргентины спорят о том, была ли Эвита святой или демоном. Одни пишут о ней, как о «злопамятной прислуге с тщеславием королевы», «раковой опухоли на теле Аргентины»; другие называют ее «Робин Гудом сороковых годов», «святой бедняков». Но народу нет дела до историков – до сих пор алтарь с портретом молодой золотоволосой женщины стоит почти в каждом аргентинском доме, а перед мавзолеем Эвиты горят свечи и лежат ворохи живых цветов.

Имя Коко Шанель давно уже перестало быть просто именем. Оно – символ элегантности, вечной классики и женственности; оно – торговая марка, ежегодно приносящая многомиллионные прибыли. Оно – предмет культа, обожания и уважения многих и многих искусствоведов, коллекционеров и простых женщин, прекрасно знающих, что такое «стиль Шанель» и что он никогда не выйдет из моды, потому что он выше моды. Шанель сделала простоту роскошной, изящество – лаконичным, сексуальность – свободной. Маленькое черное платье, жакет без лацканов, нитка жемчуга и вечный, самый желанный и самый легендарный запах «Шанель № 5» - вот те вечные ценности, которые завещала потомкам Великая Мадемуазель. Она оставила на память о себе новую женщину – но постаралась стереть из человеческой памяти саму себя.

В ее жизни было много интриг, романов, зависти и сплетен, страданий и, конечно же, любви. В ее объятиях были великие князья, герцоги, графы и сеньоры, а еще - поэты, режиссеры и актеры, ставшие знаменитыми. В этом пространном списке - Сергей Дягилев, Игорь Стравинский, Великий князь Дмитрий Павлович, Герцог Вестминстерский, граф Лукино Висконти, Пикассо, Реверди, Поль Ириб и даже бригаденфюрер С.С. Вальтер Шелленберг. Одних делала Она, другие делали Её.

Она никогда не лезла за словом в карман, не подчинялась правилам и жила «против течения». Настоящая self-madewoman, она сделала не только себя, но перекроила по собственным лекалам весь мир - не просто моду, а стиль жизни!

Марлен Дитрих – исключительный пример того, что называется selfmade-woman. Она создала себя от начала и до конца: имя, лицо, фигуру, биографию, славу… Однажды Марлен призналась, что когда она впервые увидела свое новое лицо, то была очарована его изысканной красотой. С тех пор Марлен воевала с самим Временем за право сохранить эту красоту – и выиграла эту битву, сумев на десятилетия продлить свою молодость и скрыть конец своей жизни от посторонних глаз. Она проиграла только однажды, когда ее единственная дочь поведала всему миру о главной неудаче великой Марлен – о неудаче ее материнства. Но в жизни у Марлен было столько побед, что это единственное поражение ей давно простили…

Жизнь Грейс Келли может служить примером того, как может сбыться любая мечта, - надо только мечтать изо всех сил. Она жила на полную катушку и смогла не только добиться успеха в своей профессии – кино, - но и получить, как писал задолго до ее рождения Оскар Уальд, то, что «получают в награду все благонравные американские девчонки», - княжескую корону.

Грейс стала лицом, иконой и ангелом-хранителем Монако. Именно благодаря ей престиж некогда нищего княжества поднялся на недосягаемую высоту; она была обаятельна, величественна и искренна в своей заботе о благе княжества.

Мария Каллас сейчас известна больше не тем, что собирала у своих ног поклонников оперы по всему миру, а тем, что к ее ногам упал один-единственный человек – миллионер Аристотель Онассис. Она, чей голос называли непревзойденным, вошла в легенду не тогда, когда начала петь, а тогда, когда ее бросил любимый мужчина. Но ее талант – выше сплетен; он был дан ей Богом, взращен каторжным трудом, и если уж Бог отнял у нее голос, то это, как считала сама Мария, в наказание за то, что она не правильно жила…

Как-то Ив Сен-Лоран сказал о Марии Каллас: «Она была дива из див, императрица, королева, богиня, колдунья, работящая волшебница, короче говоря – божественная».

Айседора Дункан – одно из тех исключительных явлений в истории культуры, после которых остается лишь легенда, армия подражателей и ничего того, что могло бы подтвердить потомкам – да, она была гениальна! Ее танец был уникальным слепком ее собственной натуры, где стремление к свободе сочеталось с непреодолимой жаждой любви, а необходимость постоянного обновления – с верностью себе и своему сердцу. Ее личная жизнь была таким ярким фейерверком страстей, что даже сама Айседора нередко слепла от вспышек.

Книга знаменитого телеведущего «Женщины-легенды: они покорили мир» - продолжение бестселлера «Женщины, изменившие мир».

Вульф В. Я. Женщины-легенды: они покорили мир. – М.: Эксмо, 2011. – 288 с.: ил.

 

Невероятные женские судьбы, потрясающие биографии, незабываемые имена: Елена Прекрасная и Нефертити, Клеопатра и Мария Магдалина, княгиня Ольга и Жанна д Арк, Елизавета Английская и Мария-Антунетта, Екатерина Медичи и Екатерина Великая, Элеонора Рузвельт и Индира Ганди…

Самой известной из всех совершенных красавиц остается, бесспорно, Елена Прекрасная: ее совершенный облик и трагическая судьба тысячелетиями привлекают к себе внимание человечества. И хотя предание о ней зародилось так давно, что сейчас самый придирчивый ученый не сможет найти его истоков, оно дошло до нас, сохранив свою прелесть и очарование.

Легенда о прекрасной Елене складывалась из многих источников – каждая область Греции имела свою версию, и каждый античный поэт и мифограф считал своим долгом добавить собственный вариант. Но хотя детали во многом не совпадали, сама суть мифа всегда была неизменна.

Волею судьбы Елена была прекраснейшей из всех живущих женщин, но счастья ей было отведено мало. Возможно, именно это выделило Елену среди всех красавиц, когда-либо живших или созданных человеческим воображением: воистину великая красота была призвана вершить судьбы мира.

Клеопатра жила в те времена, когда люди умели создавать мифы - прекрасные истории, в которых простые смертные становились подобны богам. Образ Клеопатры, бережно обернутый в кокон романтических легенд, давно уже стал мифом: и пусть историки твердят, что она вовсе не была столь прекрасна, как описывали поколения восторженных поэтов, - мы верим не им, а поэтам…

Плутарх писал, что Клеопатра «могуществом и блеском превосходила всех царей своего времени». В то время, когда мир подчинялся мужчинам, а их жены были обречены проводить жизнь на женской половине дома, Клеопатра взяла на себя смелость править мужчинами, подчинившими себе мир. Она и в свое время была, без сомнения одной из самых известных женщин. Теперь же, благодаря сложившемуся за два тысячелетия образу роковой красавицы, умной правительницы и умелой интриганки, покорительницы мужчин, принявшей романтическую смерть, но не допустившей своего позора, растиражированному в сотнях произведений живописи, литературы и кинематографа, она и вовсе стала ярчайшим в мировой истории символом женщины, обладающей властью над мужчинами, - и в любви, и в политике.

Исследователи до сих пор спорят о том, какой была Клеопатра, и какую роль сыграла она в мировой истории.

Была ли она коварной соблазнительницей, интриганкой, роковой красавицей, тщеславной властительницей или просто любящей женщиной, отдавшей жизнь своей стране и своим мужчинам? У них нет, и никогда не будет ответа. Ее жизнеописания были написаны пристрастными историками, желавшими очернить ее имя или приумножить славу тех, кто любил ее, возвысить ее победителей или наоборот, низвергнуть их с пьедестала. Ее достоверных изображений не сохранилось, а те, что дошли до нас, представляют Клеопатру вовсе не той изысканной красавицей, какой рисуют ее легенды. Но нам все равно: Клеопатра давно стала мифом, и этот миф столь прекрасен, что пусть и остается таковым навсегда.

Вокруг имени Марии-Магдалины на протяжении вот уже двух тысяч лет не утихают споры, и даже сам факт ее существования многими ставится под сомнение. Православная и Католическая церкви тоже имеют разные точки зрения на образ Марии Магдалины: одна утверждает, что в евангелиях идет речь о нескольких Мариях, лишь одна из которых – Магдалина, другая же считает, что каждый раз речь идет об одной и той же женщине.

В начале нового тысячелетия благодаря выходу романа американского журналиста и писателя Дэна Брауна «Код да Винчи» поднялась новая волна интереса к фигуре Магдалины: в основном, конечно, благодаря развитой Брауном апокрифической гностической теории о ее плотской или даже супружеской связи с Христом. Так это или нет, но образ Марии и ее взаимоотношения с Иисусом были и до сих пор остаются одним из центральных мотивов в христианской культуре.

Мария Магдалина без сомнения остается одной из интереснейших и значительнейших фигур раннего христианства, интерес к которой не угаснет еще многие века. И пока святая память ее почитается церковью и верующими, ее образ не покроется пылью забвения, но продолжит вдохновлять и дарить надежду любому, кто обратится к ней.

Эти великие женщины совершили больше, чем доступно простым смертным. Они покорили не только мужские сердца, но победили беспощадное время. Память о них хранят веками и даже тысячелетиями. Их судьбы вписаны в историю золотом. Их имена вошли в легенду!

Говорят, что самое страшное для «звезды» - пережить собственную славу. Лишь немногие и избранные избегают этой печальной участи. Их слава не меркнет с годами – наоборот, разгорается все ярче. Книга Вульфа В. и Чеботарь С. «Великие женщины XX века» рассказывает именно о таких «звездах».

Ими восхищались художники. Их воспевали поэты.

Они царили в кино и блистали на сцене, творили поэзию и вершили политику.

Они определили лицо своей эпохи. Женское лицо XX века.

Верность собственному призванию, внутреннее достоинство, недюжинная сила – этими женщинами нельзя не восхищаться. Редкая красота, выдающиеся таланты, поразительные судьбы – их нельзя не любить. Они гордость и слава XX столетия, по праву считающегося Женским Веком.

Вульф В., Чеботарь С. Великие женщины ХХ века. – М.:  Яуза: Эксмо, 2011. – 752 с. – (Мой серебряный шар)

Книга Вульфа В. и Чеботарь С. «Великие женщины XX века» - не собрание случайных очерков, а сборник жизнеописаний, имеющий сквозной сюжет. Здесь собраны портреты знаменитых актрис, кинозвезд, балерин, женщин-литераторов и женщин-политиков XX века, оставшихся в отечественной культуре и истории навечно.

Они блистали в разные эпохи, но их судьбы, их лица, их талант не только памятны до сих пор, но и поныне востребованы и поразительно современны, что есть признак сдвига Времен. Как говорится, времена меняются, мы меняемся, но с годами это становится смыслом.

Эта книга о тех, кто определил собой ЖЕНСКОЕ ЛИЦО РОССИИ.

Это необычная книга и читать ее от «корки» до «корки» сразу не получится.

Такую книгу нужно читать постепенно, когда захочется узнать о жизни и судьбе одной из 50-ти ее героинь.

Первая часть – о великих актрисах, которые отдали свою жизнь сцене и своим творчеством навсегда изменили людей вокруг себя, - таких, как Ольга Книппер-Чехова и Лидия Михайловна Коренева, служившие еще в дореволюционном Художественном театре; Ангелина Степанова, пришедшая во МХАТ в начале двадцатых годов; Алла Назимова, игравшая в Художественном театре в год его открытия, а затем, оказавшись в США, ставшая знаменитейшей американской актрисой; гениальные Мария Бабанова и Фаина Раневская, некоторое время работавшие в одной труппе Московского театра драмы (ныне именуемого Театром имени Маяковского), - но Бабанова, начинавшая еще у Мейерхольда, играла на сцене этого театра всю жизнь, даже когда он назывался Театром Революции, а Раневская имела страсть переходить из труппы в труппу, пока в 1963 году не осела в Театре имени Моссовета, где и проработала 21 год.

Под влиянием идей Станиславского актрисы, о которых рассказано в этой книге, четко представляли себе внутренний мир человека и играли его с редкой глубиной и тонкостью. Они были людьми мечты и реального дела. Умели не вспоминать прежних обид и подчинять себя сцене. Это приносило им огромный успех, признание и особое положение. Они искали правды и понимали все линии романтизма, символизма, импрессионизма только как средство найти в роли и донести до зрителя дух истины и высокие человеческие мысли. Они и сами достигли небывалых высот, и в этом был источник их личных драм, соединений и разрывов… В их биографиях сплелись творческие удачи и семейные неурядицы, нападки прессы и любовь зрителей, мужское внимание и коварство самого главного врага каждой женщины – Времени, достойно бороться с которым надо уметь.

Вторая часть книги посвящена «звездам» экрана.

Любовь Орлова, Марина Ладынина, Валентина Серова, Людмила Целиковская, Алла Ларионова, «королева» немого кино Вера Холодная и Ольга Чехова, родная племянница О.Л. Книппер-Чеховой, оказавшаяся в начале двадцатых годов прошлого века в Германии и ставшая любимой актрисой фюрера… Каждая из них имела свою судьбу, свой домашний рок, слагавшийся из случайностей и закономерностей, все они стали частью черно-белой кинематографической сказки, персонажами заэкранного мифа – хотя далеко не все к этому стремились, порой это случалось как бы само собой, вследствие перипетий их экранной и жизненной драмы. Сенсации сопровождали их всю жизнь; серьезное, смешное и пошлое смешивалось воедино, и популярность порой отнимала их у искусства…

Любовь Орлова – звезда номер один советского кино. Она умела все петь, танцевать, играть… Здесь вы прочтете о романе с Александровым и о дальнейшей совместной семейной и творческой жизни этих выдающихся людей.

Марина Ладынина – девочка из глухой сибирской деревни, добравшаяся до Москвы и после первого экзамена поступившая в ГИТИС. О ее не простой личной жизни и любви к Пырьеву.

Валентина Серова – красавица, талантливая актриса с трагической судьбой.

Людмила Целиковская – на съемках фильма «Воздушный извозчик» она познакомилась с Михаилом Жаровым… О дальнейшей судьбе и творчестве этой замечательной актрисы можно узнать из этой книги.

Алла Ларионова – ее жизнь можно сравнить со сказкой.

Сегодня, когда успех фильмов полностью зависит от кассы, а «звезды» зачастую являются продуктом публичности как таковой, будучи непомерно «раздуты» рекламой, но ничего не имея за душой, - на этом фоне «звезды экрана» двадцатого века снова загорелись, как неоновые огни реклам, и заставили вновь говорить о себе. Пример тому – телевизионный фильм о Валентине Серовой «Звезда эпохи», снятый через тридцать лет после ее смерти и обязанный популярностью только магии имени и судьбы этой незабываемой актрисы.

Нынешний зритель пресыщен театральным китчем и кинофантазиями, выполненными на высочайшем техническом уровне, но совершенно пустыми и бездушными; зритель устал от плоских комиксов, криминальных «саг» и дутых сенсаций, от ухищрений пластической хирургии, превратившей нынешнюю поп-культуру в галерею искусственных масок, - поэтому ЖИВЫЕ ЛИЦА двадцатого века, сегодня вновь привлекают внимание публики, вызывая необычный интерес… А их судьбы – счастливые и не очень, известные и забытые – служат образцами, по которым строят свои жизни, по которым учатся избегать ошибок и падений…

Третья часть книги посвящена «звездам» балета – гениальной Анне Павловой и Матильде Кшесинской, Иде Рубинштейн и Галине Улановой. Балеты всегда поэмы молчания. Мир возвышенной красоты всегда был и остается явлением высокой культуры. Артистические возможности Анны Павловой и Матильды Кшесинской, казалось, не имели предела. Они стали легендами на века. Ида Рубинштейн была героиней «Дягилевских сезонов» - ее Клеопатра и Саломея в постановке Фокина в свое время потрясали зрителей. Галина Уланова была самой загадочной балериной. В ней пленяли волнующая отдаленность и поэтический мир. После ее танца хотелось жить…

Далее в книге идет раздел о музах и женах, великих спутницах великих людей: Наталья Николаевна Пушкина, Любовь Дмитриевна Блок, Ольга Глебова-Судейкина, знаменитая актриса 20 – 30 годов Зинаида Райх, которую любили Сергей Есенин и Всеволод Мейерхольд, Елена Дьяконова, известная всему миру как Гала, жена Сальвадора Дали, княжна Ирина Юсупова и величайшая авантюристка, умнейшая Мария Игнатьевна Закревская, бывшая последней спутницей Горького, который посвятил ей роман «Жизнь Клима Самгина». Все эти имена остались в русской культуре. Прозаические подробности их жизни захватывают не меньше, чем творения их великих мужей. Лирика существовала внутри домашнего обихода.

Вслед за музами идет раздел о женщинах-литераторах – Анне Ахматовой, Зинаиде Гиппиус, Эльзе Триоле, гениальной Марине Цветаевой. Как писал когда-то муж Цветаевой, трагически погибший Сергей Эфрон: «Отдаваться с головой своему урагану стало для нее необходимостью, воздухом ее жизни. Громадная печь, для разогревания которой необходимы дрова, дрова и дрова. Ненужная зола выбрасывается, качество дров не столь важно. Тяга пока хорошая – все обращается в пламя».

Имя ее сегодня воспламеняет души и сердца миллионов людей. Она прожила страшную жизнь. Достаточно прочесть ее записку незадолго до самоубийства: «Я не хочу умереть. Я хочу не быть. Вздорю. Пока я нужна, но, Господи, как я мала, как я ничего не могу! Доживать-дожевывать. Горькую полынь. Сколько строк миновавших! Ничего не записываю. С этим кончено».

Она ушла, как и жила. Французский писатель Анри Труайя закончил биографию Цветаевой словами: «Марина, с ее пугливой гордыней, не могла бы сама выбрать для себя лучшего финала, чем этот анонимный уход в никуда». Она ушла из жизни в 49 лет. Не появилось ни одной заметки в газетах, над гробом не было сказано ни одного прощального слова. Шла война. Кровь заливала русскую землю, и никому не было дела до самоубийцы, гениального поэта, гениального прозаика, расставшейся с жизнью в далекой Елабуге. На могиле не поставили даже креста, где были бы имя и даты жизни. Место захоронения неизвестно. А имя Цветаевой сегодня будоражит умы. Она стала принадлежностью жизни современного поколения и спустя полвека после гибели оказалась на подмостках публичности, как и великая Анна Ахматова.

Ариадна Эфрон, дочь Цветаевой, писала удивительно точно: «Они были сестрами в поэзии, но отнюдь не близнецами; абсолютная гармоничность, духовная пластичность Ахматовой, столь пленившие вначале Цветаеву, впоследствии стали казаться ей качествами, ограничивавшими ахматовское творчество». «Она – совершенство, и в этом, увы, ее предел», - сказала об Ахматовой Цветаева.

На самом деле все было иначе. Мудрая Анна Ахматова сумела проявить свой великий дар при разных режимах, у Цветаевой были почитатели среди людей противоположных вкусов: тех, кто восхищался ею, что бы она ни писала, и тех, кто упрекал ее в недостатке ясности.

Сегодня они обе – классики русской поэзии, и очень трудно было приравнять к ним Зинаиду Гиппиус и тем более Эльзе Триоле. Но каждая из них имеет свою судьбу, свой домашний рок, слагающийся из случайностей и закономерностей, что и превратило их в миф для всех.

Последняя часть книги рассказывает о женщинах, причастных к политической судьбе своей страны. Это императрица Мария Федоровна, возлюбленная Ленина Инесса Арманд, первая в истории женщина посол и женщина-министр Александра Коллонтай, Лариса Рейснер, чье имя звонко гремело в двадцатые годы прошлого века, незабываемый министр культуры советских времен Екатерина Алексеевна Фурцева и первая леди СССР Раиса Максимовна Горбачева,  любовь которой с Михаилом Горбачевым прошла испытание временем.

Эта книга – о незабываемых именах, о тех, кто был божественно непоследователен и возвышенно несправедлив, потому их драматические отношения с окружением складывались загадочно и неожиданно. Большинство этих женщин терзались своей ответственностью перед жизнью. Каждая из них знала любовь и страдания, и с годами маска озабоченности ложилась на их лица. Обеспокоенный дух объединял их всех. Сегодня, на переломе столетий, эти имена вызывают громадный интерес. Очень многие – потерявшие ориентиры, сбитые с толку, обиженные – не находят вокруг идеалов и идолов. Дефицит великих имен повернул нынешнее поколение к прошлому. Все тоскуют о личностях, редких индивидуальностях и манкой женской красоте, помноженной на романтизм. Именно о таких женщинах – великих женщинах XX века – и рассказывает книга В. Вульфа и С. Чеботарь.

Чеботарь С. Женщины, неподвластные времени– М.:  Яуза: Эксмо: Текстура-пресс, 2012. – 720 с.: ил – (Виталий Вульф Мой серебряный шар)

 «Женщины, неподвластные времени» - это продолжение мегабестселлера «Великие женщины XX века». Необыкновенные биографии, захватывающие сюжеты, удивительные судьбы!

Главный враг женщины – беспощадное время, уносящее молодость, красоту, надежды. Но над героинями этой книги оно оказалось не властно. Звезды театра, кино, политики и моды, иконы стиля и властительницы дум – они вырвались за тесные рамки своей эпохи, оставив незабываемый след в истории. Эти женщины – на все времена.

Королев в истории было много, но Елизавета Великая была одна. Правительница, не пожелавшая разделить бремя власти ни с одним мужчиной. Королева, принявшая страну, разоренную войнами и мятежами, и оставившая Англию сильнейшей мировой державой. Женщина, которой судьбой было отказано в любви, но которая, тем не менее, стала любима и благословляема миллионами…

История знает примеры, когда женщины руководили государствами, и делали это лучше многих мужчин. Но за последние несколько веков лишь одна женщина – Голда Меир – была среди тех, кто создал новое государство из небытия. Две тысячи лет евреи, рассеянные по всему свету, не имели своей страны – и в том, что сейчас у них есть Израиль, немалая заслуга Голды Меир.

Создание национального еврейского государства было ее самой яркой, самой заветной – и самой несбыточной мечтой. Но она шла к ней с упорством и верой, достойными поколений ее предков, и, не задумываясь, жертвовала собой во имя ее исполнения.

В мировом искусстве имя Натальи Гончаровой ценится на вес золота. Ее подпись на холсте стоит не одну сотню тысяч долларов, а идеи до сих пор живут и плодоносят. Ее имя с самого начала творческого пути стояло в ряду наиболее уважаемых женских имен среди художников. Ее ценили за неординарный талант, неожиданную смелость идей, поражающую воображение работоспособность и то загадочное обаяние личности, которое прорывается не только в личном общении, но и через произведения искусства. Каждая из картин Гончаровой – это не просто отблеск ее внутреннего мира, это очень точное отображение ее самой в тот или иной момент ее жизни.

Удивительная судьба Тины Модотти нередко заслоняет собой ее творения, а ее искусство мешает разглядеть всю глубину ее личности. При жизни ее воспевали и проклинали, а потом забыли, вспомнив лишь спустя полвека после ее загадочной смерти – и сразу же отведя ей почетное место и среди художников XX века, и среди икон феминизма. Биографы Тины Модотти, рассказывая о ее многочисленных обличьях, любят сравнивать ее с хамелеоном: она с легкостью меняла профессии и страны, привычки, имена и мужчин, но при этом всегда оставалась верна себе. Как ей это удавалось – лишь одна из загадок, которыми была полна ее жизнь.

На родине, в России, Татьяну Яковлеву знают в основном как парижскую любовь Владимира Маяковского. В Европе – как племянницу художника Александра Яковлева. В Америке – как жену художника, скульптора и арт-директора издательства Conde Nast Алекса Либермана. Среди международной богемы – как подругу Марлен Дитрих и Иосифа Бродского. Между тем сила ее личности, красота и ум делали ее одной из самых заметных женщин своего времени, чьи успехи не уступали достижениям окружавших ее мужчин.

Елена Блаватская, безусловно, была великой женщиной, удивительной и необычайной – в этом уверены ее сторонники. Это признают даже ее непримиримые противники. Вот только великой она была, по их мнению, в разных областях: одни чтут ее как замечательного философа, писателя и мыслителя, общественную деятельницу и просветительницу, другие считают Блаватскую уникальной авантюристкой, фокусницей и одной из величайших обманщиц в истории, выдумавшей ради прославления своего имени целое учение – теософию. Третьи же, самые верные ее последователи, уверены, что Блаватской было открыто высшее знание, и вся жизнь ее была отдана тому, чтобы донести людям ранее неизвестное.

Вульф В.Я. Музы великих. Женщины, вдохновлявшие гениев. - М.:  Текстура-пресс: Яуза: Эксмо, 2012. – 512 с.: ил – (Виталий Вульф. Великие женщины).

Говорят, что за каждым великим мужчиной обязательно стоит незаурядная женщина. Потому что даже величие нуждается во вдохновении, лучшим источником которого всегда была и будет Любовь. И неважно, кем приходится гению его избранница: женой, любовницей или тайной, но самой близкой подругой. Главное – она его муза.

Их отношения бывают столь болезненными и мучительными, что кажется, будто такие союзы заключаются в аду, а не на небесах. Но без этих союзов оскудели бы и искусство, и наука, и даже политика…

Музы Пушкина и Достоевского, Толстого и Чехова, Байрона и Ницше, Блока, Гумилева, Горького, Есенина, Маяковского, Уэллса, Булгакова, Дали, Феллини – книга В. Вульфа «Музы» великих. Женщины, вдохновляющие гениев» воздает должное великим женщинам, которые вдохновляли самых прославленных гениев и которым мы обязаны рождением бессмертных шедевров.

Пожалуй, ни одна женщина в русской истории не вызывала на себе такое количество сплетен, клеветы и откровенной ненависти – не за какие-то свои личные качества, но просто потому, что она была такой, как была. Робкой и застенчивой девочкой, которой слишком рано пришлось повзрослеть. Редкостной красавицей, в которую были влюблены даже те, кто не был с ней знаком. Женой первого поэта России, матерью его детей. Его вдовой, которая осмелилась вторично выйти замуж. На ее могиле написано: «Наталья Николаевна Ланская». Но в истории она осталась вечно юной Натали Гончаровой…

Наталью Николаевну и при жизни окружали сплетни и слухи, несправедливые обвинения и откровенная клевета. Все это продолжилось и после ее смерти, продолжается до сих пор. Стало принято ругать Наталию Николаевну за все: за то, что вышла за Пушкина замуж, и за то, что, как принято говорить, она не любила его, хотя на самом деле все было иначе; за то, что вдохновляла, и за то, что была равнодушна; за то, что он любил ее, и за то, что ее любили другие. За то, что ей Богом была дана божественная красота, и за то, что величайший поэт России оценил эту красоту. Ибо красота – была. Истинная, настоящая, «чистейшей прелести чистейший образец», как и вся жизнь этой удивительной женщины, озарившей своим светом мир…

Мало кто из женщин ее времени удостоился такого внимания мемуаристов и исследователей, как Авдотья Яковлевна Панаева. Эта женщина много лет находилась в самом центре общественной и литературной жизни страны – в то время, когда литература и политика впервые слились до полного смешения.

Она одна из первых российских женщин осмелилась попрать общественную мораль, избрав себе спутника жизни не по закону, а по велению сердца, одной из первых женщин осмелилась зарабатывать на жизнь литературой, хоть и прикрываясь мужским, по вековой традиции, псевдонимом, и в то же время была одной из самых ярких, красивых и достойных женщин России. Она поила чаем всех, кто в то время обладал хоть каким-нибудь именем в литературной среде, очаровывала всех, кто был не глух к женской красоте и обаянию, давала советы и вдохновляла всех, кто в том нуждался.

О ней писали многие, писали много и разнообразно. Даже мнение Николая Некрасова, человека, который был ближе всех к ней в течение полутора десятков лет, в течение этого времени менялось столь часто, что составить какой-либо цельной картины о характере, образе мыслей и даже некоторых моментах биографии Авдотьи Яковлевны иногда становится весьма затруднительно. Но тем выше интерес исследователей, которых неизменно привлекает к Панаевой масштаб ее личности, бесспорная ее значимость для литературного процесса ее времени и ее судьба, типичная для женщин того времени и в то же время совершенно особенная.

Одни называли ее колдуньей, другие – ведьмой. Одни считали ее музой и любовью всей жизни великого писателя, другие – темным ангелом, демоном и искусительницей. И все были правы – ибо ни одно слово не в состоянии описать, чем же была для Михаила Булгакова его последняя жена, Елена Сергеевна, воспетая им в бессмертном романе в образе Маргариты.

Ее жизнь с Булгаковым изучена с точностью до минуты, до запятой, и все равно в ней полно тайн, главная из которых –  любовь, накрепко связавшая их. Но ведь ее жизнь началась не в момент их встречи, и что было с нею раньше вам предстоит узнать прочитав эту книгу.

Вульф В.Я. Неотразимые женщины. Признание в любви. - М.:  Текстура-пресс: Яуза: Эксмо, 2012. – 688 с.: ил – (Виталий Вульф. Великие женщины)

 

  Элизабет Тейлор была самой яркой звездой самой яркой эпохи Голливуда: редкостная красавица, чьи необыкновенная внешность, талант и страстная натура позволили ей не одно десятилетие царить и на экранах, и на страницах газет, и в сердцах зрителей. Без Элизабет Тейлор – без ее безумных выходок, удивительных глаз, бессмертных фильмов, прославленных любовных историй и легендарных драгоценностей – история Голливуда лишилась бы самых ярких своих страниц.

Двухтысячные годы Элизабет Тейлор встретила в статусе живой иконы: хотя ее красота давно померкла, она по-прежнему считалась одной из самых ярких звезд за всю историю Голливуда, а ее фильмы были занесены в фонды золотой классики кинематографа. Однако ее здоровье, всегда доставлявшее ей немало хлопот, окончательно расстроилось. Подсчитано, что за всю жизнь актриса лежала в больницах более семидесяти раз, перенесла два десятка серьезных операций и четыре раза была на грани смерти. Ей заменили тазобедренные суставы, удалили опухоль головного мозга и раковые метастазы, а под конец жизни у Элизабет начались проблемы с сердцем.

В современной истории нет женщины более сексуальной, более желанной, более легендарной, чем Мэрилин Монро. Миллионы мужчин бредят ею, миллионы женщин ей подражают, на ее имени до сих пор делаются состояния, а ее образ является самым узнаваемым, а, следовательно – самым используемым в современной культуре. Сплетен и тайн вокруг ее имени столько, что в них, кажется, уместилась не одна жизнь. А между тем была реальная женщина, которая, как бабочка, жила внутри кокона сплетен и никак не могла вырваться наружу, - да так и погибла, не явив себя настоящую этому миру, который с тех пор довольствуется лишь скорлупой от сотворенной легенды…

Тридцатишестилетнюю актрису нашли в ее спальне, с телефонной трубкой в руке, а на столике стоял пустой флакон от нембутала. Было это самоубийство, убийство или несчастный случай, неясно до сих пор.

Ее красота могла бы спасти мир – но стоила жизни ей самой.

Софи Лорен даже в семьдесят два года позировала для знаменитого эротического календаря Pirelli – выступив на равных с самыми знаменитыми голливудскими красавицами, моложе ее в разы. В чем главный секрет ее вечной молодости? «Надо лишь быть в гармонии с самой собой», отвечает она.

Ее жизнь, подобно многим другим биографиям, любят сравнивать со сказкой о Золушке: девочка из нищей итальянской деревушки стала звездой! Но, в отличие от многих, в этой сказке Золушке пришлось всего добиваться самой, ежедневно доказывая простую истину – даже если тебе суждено жить в нищете, у тебя всегда есть шанс покорить мир. «Мне в жизни ничего не давалось легко, - признавалась актриса. – Мои дети, мой брак, моя карьера – все было результатом упорной борьбы. Думаю, что именно тяжкий труд и верность поставленной цели приносили мне высшее счастье в жизни».

Неувядающая красота – главный козырь и главная тайна Софи Лорен, первое, о чем ее спрашивают журналисты. Сама актриса всегда отвечает, что это у нее от природы – ее мать, в семьдесят лет тоже выглядела на сорок пять. Известна и другая ее фраза: «Всему, что у меня есть, я обязана спагетти!» В конце концов, Лорен выпустила книгу, где рассказала всем женщинам о секретах своей красоты. Согласно Софи Лорен, для сохранения вечной молодости достаточно малого: «У меня нет никаких особенных секретов по борьбе со старостью. Просто надо жить в ладу с собой и окружающим миром, сохранять спокойствие, безмятежность, не забывать о радостях жизни и следить за собой – нормально питаться, красиво одеваться, заниматься спортом и спать по 7 – 8 часов, не меньше». Она также рекомендует много пить и ежедневно съедать по ананасу и – конечно же – тарелке спагетти.

Вивьен Ли еще при жизни называли королевой театра, а ее мужа, Лоуренса Оливье, - королем. Воистину они были царственной парой – ослепительной и недостижимой для простых смертных. Однако корону на голове носить не всегда легко. Жизнь Вивьен можно назвать сказкой – но только очень грустной и страшной. Ослепительная красота, талант, восторги поклонников, всемирная слава, «Оскары» и другие престижные награды сочетались в этой сказке с алкоголизмом, туберкулезом, нервными срывами и шоковой терапией в психиатрических клиниках. Но болезни, разочарования и причуды великой актрисы ушли вместе с ней в могилу, а образы Скарлетт О, Хаара, леди Гамильтон, Бланш Дюбуа остались с нами, навечно.

Рита Хейворт – это не просто имя в истории Голливуда. Это символ целой эпохи – сороковых годов, когда женщины были желанными и красивыми, мужчины смелыми и сильными, а страсти – неподдельными. Ее называли Великой американской богиней любви, первой секс-бомбой – и не только в переносном смысле: когда в 1946 году на атолл Бикини сбросили первую после Второй мировой войны атомную бомбу, на ее боку красовалась фотография Риты Хейворт, а саму бомбу прозвали «Джильда» - по самой известной роли Риты. Мраморную статую, изображавшую Риту Хейворт, затопили у берегов Флориды – чтобы будущие поколения знали, какие красавицы жили в середине XX века. Ее красота, сексуальность и внутренний огонь зажигали сердца миллионов мужчин по ту сторону экрана, но в конце концов сожгли и ее саму. Она говорила: «Люди думают, что моя жизнь – это путешествие от вершины к вершине. А мне кажется, что я всегда шла от одной пропасти к другой…»

Рита в своей жизни меняла все: имя, мужей, цвет волос, страны, занятия… Не изменяла она только себе. Именно ее личность, сила ее характера, нежность души – все это позволило ей стать легендой целого поколения, вытеснив из сердец и памяти своих современниц – нередко более красивых более талантливых: Ладу Тернер, Хэди Ламаррр, Бетти Грейбл… Она долго шла к своей вершине, но когда она покорила ее, весь мир лежал у ее ног.

Трудно назвать другую женщину, чья жизнь была бы окутана таким же плотным коконом выдумок, сплетен и слухов, как жизнь Мата Харри. Женщина, выступавшая под этим именем, родилась почти полтора века назад, но Мата Харри всегда будет молодой. Легенда, в которую она превратилась еще при жизни, продолжала развиваться многие десятилетия после ее гибели. Имя Мата Харри давно стало нарицательным – и как синоним любовных страстей, и как символ высочайших вершин шпионажа. И ее танцы, и ее смерть привлекали к себе огромное внимание – но до сих пор мало кто знает, кем же на самом деле была знаменитая танцовщица и не менее знаменитая шпионка Мата Харри…

Мата Харри любила мужчин и умела дарить любовь. Но мужчины не любят, когда их покоряет женщина, которая сильнее их, и они мстят. Только в истории остались не те, кто убил Мата Харри, а она – удивительная, таинственная, загадочная женщина, которая просто умела любить лучше других.

Элизабет Тейлор и Вивьен Ли, Софии Лорен и Бриджит Бардо, Лайза Минелли и Катрин Денев, Лени Рифеншталь и Марлен Дитрих, Наоми Кемпбелл и Сидни Кроуфорд, Мадонна и Николь Кидман, Мэрилин Монро и Одри Хепберн… Богини сцены и легенды кино, жрицы подиума и иконы стиля… Женщины, вдохновлявшие гениев – Елена Рерих, Фрида Кало, Мария Андреева, Татьяна Яковлева… От этих женщин до сих пор без ума весь мир. Их лица не сходят с обложек и экранов. Их завораживающая, неземная красота вошла в легенду. Их образы и судьбы, сама их жизнь стали настоящим произведением искусства…

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Вульф В., Чеботарь С. Великие женщины ХХ века. – М.:  Яуза: Эксмо, 2011. – 752 с. – (Мой серебряный шар).
  2. 2.     Вульф В. Я.Женщины, изменившие мир. – М.: Эксмо, 2011. – 320 с.: ил.
  3. 3.     Вульф В. Я. Женщины-легенды: они покорили мир. – М.: Эксмо, 2011. – 288 с.: ил.
  4. Вульф В.Я. Музы великих. Женщирны, вдохновлявшие гениев. - М.:  Текстура-пресс: Яуза: Эксмо, 2012. – 512 с.: ил – (Виталий Вульф. Великие женщины).
  5. 5.     Вульф В.Я. Неотразимые женщины. Признание в любви. - М.:  Текстура-пресс: Яуза: Эксмо, 2012. – 688 с.: ил – (Виталий Вульф. Великие женщины).
  6. Чеботарь С. Женщины, неподвластные времени– М.:  Яуза: Эксмо:       Текстура-пресс, 2012. – 720 с.: ил – (Виталий Вульф Мой серебряный шар)

 


Threesome