Беседа «Земля заповедная – любовь и боль моя»

(Для читателей 10-14 лет)

 

«Если человек зависит от Природы, то и она от него зависит: она его сделала, он ее переделывает». (А. Франс).

Полмиллиона растительных вводов расселилось по всей Земле и по Океанам в живописнейших сочетаниях, в густейших сообществах, особенно в жарких странах с обильными осадками.

Кто и когда подсчитал, сколько на лугу живых существ? Как это вообще могло случиться, что в тесной обстановке ни одно растение, ни одна птица или бабочка из сонма летающих насекомых, ни одно ползающее или прыгающее существо не мешает другому жить, красоваться, цвести и зреть, создавать себе подобных? Или такое уж доброе свойство у Земли – давать начало и пестовать все сущее?

И еще удивление: как возникли на Земле такие глубоко совершенные по форме, краскам, запахам создания, каждое из которых будь то цветок или стрекоза, муравей или колосок – не просто существует само по себе, а составляет часть целого: сообщества определенных растений, почв, насекомых, животных, образующие звенья Природы – биоценозы. А  говоря проще – степь, луг, лес, болото, озеро, пашню, огороды и сады со своим миром живого. К большинству из биоценозов приложил руку человек и от этого произошли большие изменения в лике Природы. Человек является существом из этих же сообществ, но существом особенным, наделенным разумом. Два миллиона лет назад Природа-мать подняла его выше всего живого на планете…

Подняла. И вскорости по всему миру стали происходить перемены… Человечество очень по разному оценило свою роль в Природной колыбели, откуда поднялось. Одни стали действовать с добром и познанием, а другие – воительски властно, не ведая, что из этого получится.

Природа и радовалась, и мучилась. Хорошела в одном месте и хирела, умирала в другом. Ее защищали и губили. Природа, как всегда, стремилась к совершенству – не осознанно, но постоянно. Люди, познавшие законы развития живой Природы, тоже отважились совершенствовать ее. По-своему, конечно. Ведь они – дети Природы – жили ее плодами, ее щедростью…

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит –

Большой как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Чтоб был в источниках – нарзан,

С полянки – земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с Природой дикой,

Ты – тоже часть ее чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет,

И по весне сирень цветет.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.

Мир вокруг нас постоянно меняется. Это относится и к микроскопическим организмам, и к ландшафтам на громадных территориях. С момента возникновения жизни на Земле – около 3,5 млрд. лет назад – все живые организмы постоянно развиваются и изменяются. Изменения естественной окружающей среды в результате деятельности человека встречаются повсюду.

Во многих странах промышленность, сельское хозяйство и рост городов превратили природные ландшафты в окружающую среду нового типа. Большинство таких преобразований продолжаются долгие века, но резкий рост численности населения и развитие промышленности в последнее время резко увеличили как размах, так и интенсивность этих изменений.

Борьба человека с Природой началась не сегодня и даже не вчера. Еще первобытный человек, охотясь, истребил немало интереснейших животных: шерстистого носорога, гигантского оленя… Существует гипотеза, что и мамонты вымерли не столько в результате изменения климата, сколько из-за охотничьих успехов первобытных племен. Да что там каменный век! Только за последние три столетия с лица Земли навсегда исчезли 36 видов млекопитающих, 94 вида птиц и несколько сотен видов беспозвоночных и растений. Среди них: сумчатый волк, дронт, тур, морская корова, странствующий голубь и другие. В нью-йоркском зоопарке есть символическое кладбище, где установлено около 200 памятников исчезнувшим с нашей «помощью» животным. По подсчетам ученых, к середине 21 века уйдут в небытие еще около 50 видов животных. И это не самый «суровый» прогноз будущего!

Большинство наших соседей по планете Земля истреблены не только охотниками и не только во время наступления городов на Природу. Главной причиной всегда была войны. За последние три с половиной тысячелетия люди не воевали всего лишь 227 лет! Войны безжалостно уничтожают не только солдат, мирное население, они беспощадно истребляют окружающий нас мир, отравляют землю, воду и атмосферу. Например, за годы ВОВ в России было загублено около 20 млн. гектаров леса.

Но и мирные годы для Природы не сахар. Численность Земли увеличивается так быстро, что серьезно угрожает окружающей среде и равновесию сил в Природе. Это – одна из самых острых проблем в современном мире.

Рост населения планеты Земля: 1830г. – 1 млрд. человек, 1930г. – 2 млрд. человек, 1975г. – 4 млрд. человек, 1990г. – 5 млрд. человек. К концу 21 века прогнозируется рост населения до 10 млрд. человек. Однако и сейчас огромное число жителей планеты Земля голодают и нищенствуют. Проблема заключается в том, что не хватает пахатных земель для производства продуктов питания для бедных африканских стран.

Как из бутылки вылез джин

И стал сильнее всех,

Так человек Природы сын –

Завоевал успех.

Вначале слаб он был и глуп.

Ему был нужен острый зуб

И крепкий коготь как у льва,

Была же только голова

И к ней пять пальцев на руке,

И обошелся он вполне.

Сумел он так мозги развить,

Чтоб льва и тигра победить,

И, в лес приехав на слоне,

Сказал: «Вы все подвластны мне!»

Но не учел, что важно знать,
Как надо власть употреблять.

Вспомним историю о бобрах в Канаде, воробьях в Китае, ядовитом порошке гербициде, используемом во многих странах, и вы поймете, что значит «власть употреблять» и сколько вреда такая власть уже принесла и продолжает приносить. Как же люди наносят вред среде своего обитания? Любая человеческая деятельность способна нанести Природе ущерб, вред.

Во-первых, берут слишком много и без разбору: добыча полезных ископаемых, вырубка лесов, загрязнения водных ресурсов, промышленный вылов рыбы и т.д.

Во-вторых, грязнят везде и засоряют вокруг себя все, что только могут после отдыха на природе, в лесу, на берегу водоемов, сброс отходов в водоемы, захоронение ядовитых отходов, не использование фильтров на электростанциях и т.д. Загрязнения могут быть индивидуальными, групповыми, общенациональными и глобальными. Очень важным должно быть осознание каждого человека о своей роли в деле охраны окружающей среды. От каждого из нас зависит наше будущее и будущее нашей планеты Земля, какая она достанется следующим поколениям.

Очень важным в вопросе баланса природных ресурсов являются продуманные, согласованные действия различных организаций, фондов по охране природы, промышленников и экологов. Совместными продуманными усилиями можно свести к минимуму загрязнение окружающей среды и рационально использовать ее богатства. Это важно при строительстве крупных заводов, электростанций, прокладке новых дорог, возведении новых населенных пунктов.

Для охраны окружающей среды уже сделано много полезного. Созданы заповедники, заказники, национальные парки, на специальных фермах разводят рыб, пушного зверя, птиц и животных, разумно сокращаются территории вырубки лесов, используются очистные сооружения и т.д.

Несмотря на это существуют проблемы, которые не решаются или им уделяется недолжное внимание. В первую очередь это касается загрязнения воды, ведь вода – это сама жизнь. Крупные города мира, стоящие на берегах рек, как в нашей стране, так и в других странах, потребляет много воды из этих водоемов, возвращая воду в эти реки, не должным образом их очищает. Это и канализация, и сливы промышленных предприятий с вредными ядовитыми примесями. Часто вдоль рек и других водоемов можно наблюдать мусорные свалки  всевозможных отходов. 

Загрязнение воды, почвы, воздуха губительно сказывается на растениях, которые являются легкими планеты, средой обитания многих видов животных. Самыми опасными являются отходы военной промышленности, уничтожение отходов, утилизация химических отравляющих веществ таит в себе опасность для здоровья человека. Такие захоронения существуют под землей, на дне океанов и морей. Опасность атомных станций, иногда расположенных слишком близко к населенным пунктам, даже при малейших авариях сеет смерть и загрязнение, вызывает развитие мутаций у животных, растений и даже человека. Органы чувств животных и человека никак не сигнализируют о приближающейся радиационной угрозе. Помочь тут могут специальные приборы. А это еще одна проблема, которую надо решать.

Из вышеизложенного можно сделать выводы, что глобальные проблемы сегодняшнего дня являются следствием противоречия Природы и Человека, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Глобальные экологические проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Решение этих проблем требует развертывания международного сотрудничества.

Современные ученые считают, что человечество уже живет в разрушающемся мире в условиях все нарастающего жестокого экологического кризиса, который превращается в кризис всей цивилизации. Экологический кризис характеризуется тем, что человек, общество и государство не способны переломить тенденцию ухудшения состояния окружающей среды. Кроме уже перечисленных проблем можно дополнить этот список еще проблемами, такими как парниковый эффект, истощение озонового слоя атмосферы, фотохимический смог, кислотные дожди, деградация почв, опустынивание, сокращение генофонда биосферы, снижение биоразнообразия, загрязнение морей и океанов.

Загрязнение окружающей среды является актуальнейшей проблемой современности, т.к. антропогенная деятельность затрагивает все земные сферы: атмосферу, гидросферу и литосферу. При этом, Человек, являясь главным виновником сложившейся ситуации, становится и главной ее жертвой. По некоторым данным от загрязнения водных ресурсов, атмосферного воздуха и почвенного покрова в мире гибнет около 40% людей.

Все меняется вокруг нас: животные начинают вымирать, острова уходят под воду, целые города разрушаются после войн, техногенных и природных катастроф. Происходящие события являются результатом деятельности человечества.

Возможны следующие пути решения накопившихся проблем охраны окружающей среды:

- усилить внимание к вопросам охраны природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов;

- установить систематический контроль за промышленными предприятиями и использованием ими земель, вод, лесов, недр земли и других природных богатств;

- усилить внимание к вопросам по предотвращению загрязнений и засоления почв, поверхностных и подземных вод;

- уделять большое внимание сохранению водоохранных и защитных функций лесов, сохранению и воспроизводству растительного и животного мира дикой природы;

- усилить борьбу с производственным и бытовым шумом;

- развитие альтернативной энергетики, использование солнечной энергии, энергии ветра, энергосберегающих технологий.

Но самая серьезная проблема – это глобальное потепление климата. Парниковый эффект стал причиной антропогенного изменения климата. Из-за этого страдают сельскохозяйственные угодья, это ведет к снижению урожайности. Потепление климата может привести к появлению новых болезней и опасных микроорганизмов, особенно в южных районах земного шара.

   Вот как дела-то обстоят

На шарике земном.

   И надо срочно мир спасать,

В котором мы живем.

Ведь дом почистить и помыть,

И впредь законом запретить

Неубранную грязь.

   Такой уж выпущен закон,

А чтобы соблюдался он,

Потребуется власть.

   И в школе учат вас не зря,

Тут вся надежда на тебя.

Мы начали, ты продолжай,

Ни перед чем не отступай!

Ни перед жадностью толпы,

Ни перед подлостью войны,

Ни перед глупостью людской.

Да сохранится Шар Земной!

 

Список литературы

  1. Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? [Текст] / М.Х. Левитман. – С.-Петербург: Союз, 1998. – 80с.
  2. Пальман В. Улыбка богини Деметры [Текст]: веселый учебник/ В. Пальман; оформл. Б. Чупрыгина. – М.: Дет. лит-ра, 1986. – 143с.: ил. – (Горизонты познания).
  3. Природа и мы. – Детская энциклопедия. – 2004. - №5. – 56с.
  4. Спарджан Р. Экология [Текст]: энциклопедия окружающего мира/ Р. Спарджан. – М: РОСМЭН, 1998. – 47с.: ил.
  5. https: //ru.wikipedia.orq/wiki
  6. http://moluch.ru
  7. http://socfil/narod/ru/glava

 

Подготовила Яблочко Г.Г., компьютерный набор Башкирова И.Г.