ЗЫКОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ – УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ХУДОЖНИК

Город Новочеркасск с последней четверти XIX века славится своими художественными традициями, ему просто везло на художни­ков. В нем жили и работали такие знаменитые художники, как член правления общества передвижников, художник - пейзажист Н.Н. Дубовской (1858-1918), продолжатель русской школы батальной живо­писи М.Б. Греков (1882-1934), художник - пейзажист, творчество которого тесно связано с Донским краем, И.И. Крылов (1860-1936).

О жизни и творчестве этих художников написано немало, хотя менее всего изучены жизнь и творческая деятельность И.И. Крылова.

Но еще меньше нам известны творческие и личные судьбы тех художников, которые жили и работали в последующий период...

Александр Михайлович Зыков родился 16 ноября 1893 года в городе Симбирске (Ульяновске) в семье потомственных педагогов. Дед, Иван Григорьевич Зыков, учительствовал в народной школе в Абакумцево Ярославской губернии. После окончания Казанского учи­тельского института, начинал там свою педагогическую деятель­ность и отец Александра Михайловича - Михаил Иванович Зыков.

В 1913 году, после окончания Симбирской гимназии, Алек­сандр Зыков поступает в Петербургский технологический институт на механический факультет и учится до весны 1916 года. Весной 1916-го студент третьего курса Зыков, был мобилизован в армию, где осенью того же года окончил школу прапорщиков и был от­правлен в этом чине на Румынский фронт, откуда был демобили­зован в декабре 1917 года.

С 1918 года он проживает в Ульяновске и работает делопроизво­дителем в одной из воинских частей Красной Армии. В августе город был внезапно взят белыми и Александр, как бывший прапорщик, мобилизуется в армию Колчака, в город Томск. Здесь он работает техником в ремонтных мастерских и до конца 1919 года ему удается продолжить учебу в Томском технологическом институте и перейти в Красную Армию, откуда в 1922 году был откомандирован в Петрог­радский технологический институт.

В институте Александр Михайлович проявил необыкновенное тру­долюбие и незаурядные способности. Он отлично выполнил диплом­ный проект судовой паровой машины тройного расширения, о кото­ром его руководитель профессор Владимиров дал превосходный отзыв.

После окончания института, в 1925 году, Александр Михайло­вич, являясь инженером с широкой научной подготовкой, работал на больших заводах и в проектных организациях Ленинграда.

Вместе с практической работой инженер Зыков занимался и пре­подавательской деятельностью. Преподавал на курсах повышения ква­лификации инженеров и техников, одновременно состоял препода­вателем графики в Академии водного транспорта.

В 1938-1939 годах Александр Михайлович, являясь старшим на­учным сотрудником Центрального научно-исследовательского инсти­тута водного транспорта, выполнил проект паровой машины высо­кого давления для корабля. Эта работа стала и научно-исследователь­ской, потребовавшей от автора значительной научной осведомленно­сти и умения пользоваться средствами математического анализа.

Из-за такого многообразия научных трудов и изобретений неког­да было и подумать о налаживании семейной жизни. Позволял себе встречи с женщиной, у которой была взрослая дочь Нина.

К началу Великой Отечественной войны, Александр Михайло­вич работал на Кировском заводе, бывшем Путиловском, который в 1943 году был эвакуирован в Среднюю Азию.

Мать Нины попросила Александра Михайловича взять ее дочь с собой в эвакуацию, сама же осталась в блокадном Ленинграде.

Получилось так, что из эвакуации Александр Михайлович и Нина вернулись мужем и женой. В ноябре 1945 г. Зыковы переезжают в Новочеркасск. И уже с 1-го декабря Александр Михайлович работает ассистентом в политехническом институте, а с 1-го декабря 1949 года — старшим преподавателем.

После защиты диссертации (1959 г.) становится доцентом ка­федры начертательной геометрии и графики НПИ, где и работает до ухода на пенсию (1 сентября 1965 г.)

Зыков A.M. за время работы в институте зарекомендовал себя хорошим лектором – педагогом, научным работником, использую­щим свой опыт конструктора в учебной работе, чем заслужил авто­ритет среди студентов и научных работников. В это время он ведет разнообразную, насыщенную событиями жизнь. Живо интересуется историей и культурой Новочеркасска.

В музее ЮРГТУ хранится грамота, которой Зыков был награжден за активную работу по охране памятников истории и культуры, а также за создание первичных организаций Всероссийского общества ОПИ и К. Поэтому не удивительно, что уже летом 1946 года, вскоре после приезда в Новочеркасск, Зыков, посещая Ленинград по личному делу, с энтузиазмом выполняет просьбу директора Музея истории донского казачества Николая Максимовича Титова: навестить сына Н.Н. Дубовского и узнать о судьбе коллекции, завещанной Николаем Никаноровичем родному городу. И он не только выясняет судьбу коллекции, но и договаривается о ее передаче на временное хранение в МИДК. В этом же году коллекция была привезена зам. директора музея Алымовой Л.Г.

Александру Михайловичу Дубовские, Сергей Николаевич и его жена Тамара Николаевна, подарили мастихин, которым Зыков рабо­тал как художник и очень им дорожил, надеясь со временем его передать в фонды МИДК.

Познакомившись с Дубовскими, Александр Михайлович узнает о том, что они ничего не знают о родительском доме Николая Никаноровича в Новочеркасске. Его поиском занялся Зыков, и эта работа затяну­лась на долгие годы. Чуть позже Зыковым А.М. была написана моногра­фия «Н.Н. Дубовской и Новочеркасск», которая в настоящее время хра­нится в музее. Рукописный вариант монографии находится у К.Л. Уша­ковой, ее в свое время подарила ей жена Зыкова — Нина Михайловна.

В итоге кропотливых поисков, встреч, опросов – дом был най­ден (ул. Фрунзе, 52) и на нем была укреплена мемориальная доска с текстом: «Здесь родился художник - передвижник, академик живо­писи Н.Н. Дубовской (1859-1918 гг).

В конце 1959 года, к 100-летию со дня рождения Н.Н. Дубовского, по предложению Зыкова, улица Коммунальная была переиме­нована в улицу им. Дубовского.

Есть в музее ЮРГТУ и две грамоты за творческие успехи и ак­тивное участие в развитии художественной самодеятельности, кото­рыми были награждены (каждый в отдельности) Александр Михай­лович и его жена Нина Михайловна, как артисты Народного театра оперы и балета НПИ.

Александр Михайлович рисовал декорации к спектаклям, уча­ствовал в массовках, а Нина Михайловна, обладая прекрасным голосом, пела не только в институте, но и была участницей всех куль­турных мероприятий, проходивших в Доме ученых, при этом, оста­ваясь заботливой женой, прекрасной хозяйкой, что очень нравилось Александру Михайловичу.

М.С. Кочетова вспоминает о том, как Нина Михайловна в симпа­тичной плетеной корзиночке зимой выращивала лук и таком виде ставила его на стол. Александр Михайлович восхищался домашней «экзоти­кой» и женой, отщипывая перья лука во время обеда или ужина.

Очень интересно у Зыковых проходили праздники и, особенно, дни рождения. Гости приходили со своими музыкальными инстру­ментами, звучала музыка, пели песни. Велись разговоры о музыке, литературе, живописи.

Еще в Ленинграде (Петербурге) Александр Михайлович зани­мался на художественных курсах при Академии художеств у профес­сора Альфонса Константиновича Жаба, в бывшей мастерской Франса Алексеевича Рубо. С тех пор полюбил живопись и занимался ею до конца жизни.

Так в 1952 году в НПИ состоялась первая выставка работ само­деятельных художников. На ней были представлены живопись, ри­сунки, скульптура и художественная вышивка.

В газете «Знамя коммуны» от 9 апреля 1952 г. в статье «Развивать художественные дарования» Б.Самойлов пишет:

«Особенно многочисленно представлены на выставке картины и этюды старшего преподавателя института А. Зыкова. Об этих работах следует поговорить несколько подробнее. A.M. Зыков — опытный художник, много работающий в области живописи, его основной жанр — пейзаж. Темы он черпает из окружающей донской природы. Об этом свидетельствуют его зрелые этюды: «Аксай», «Облако над Новочеркасском», «Старочеркасск», «Закат», «Домик в Новочеркас­ске», «Багаевская» и многие другие. Его привлекают красота Тихого Дона, бескрайние степи, поэтические зеленые уголки донских горо­дов и станиц. Здесь есть, в чем развернуться дарованию художника. Большинство его пейзажей подкупает свежестью, они написаны с большой любовью и знанием природы.

Интересна по замыслу и исполнению картина «Последний разлив Дона». Перед глазами зрителей встают знакомый обрывистый склон горы, спускающийся к извилистому берегу, весенняя зелень деревьев, голубая гладь разлива. Вдали на горе в дымке раскинулся Новочер­касск. Эта картина говорит о творческом развитии художника».

В середине 1990-х годов директор Музея истории донского каза­чества Сединко С.А. предложила отразить на одной из выставок худо­жественную жизнь города, связав прошлое и настоящее.

В декабре 1995 года в Выставочном зале при мемориальном доме- музее художника И.И. Крылова была открыта выставка, рассказыва­ющая о художественных традициях Новочеркасска, начиная с 90-х годов XIX века и закачивая 70-ми годами XX в.

«Зимний пейзаж». Стог, сорока, санный путь. Узнаю почерк Александра Михайловича Зыкова. В семидесятые я бывал у него в гостях на улице Дубовского», - это уже строчки журналиста И.Я. Кравченко из газеты «Донская речь» от 19 декабря 1995 года.

Очень тепло, по-доброму отзывается Иван Яковлевич о Зыкове. Вот что он мне поведал: «Летом 1977 года в редакцию Новочеркас­ской газеты «Знамя коммуны» пришел пожилой, плотный, крупно­головый человек с «ежиком» седых волос. Представился: «Александр Михайлович Зыков». Я работал ответственным секретарем редакции. Узнаю: Александр Михайлович - потомственный педагог, бывший доцент НПИ, самодеятельный живописец. Гость уселся на стул у сто­ла. Заговорил. Рассказывал неторопливо, раздумчиво, с глубоким внутренним достоинством. Дед был знаком с поэтом Н.А. Некрасо­вым, отец – с Ильей Николаевичем Ульяновым».

А это о другой встрече с Зыковым: «Дома, на улице Дубовского, Александр Михайлович разложил на овальном столе семейный архив: фотографии, письма, несколько номеров журнала «Огонек», другие издания. На стенах - живописные картины в рамах. Целая галерея. Его работы, работы старшего брата- художника Всеволода, других живописцев. Жена, Нина Михайловна, интеллигентная ста­рушка, начала готовить чай: «Как же, сейчас попьем с конфетами и печеньем!» Александр Михайлович продолжал хрипловато: «Живу на улице Дубовского, сама судьба приказала узнать все о знаменитом земляке, академике живописи. Видели в Музее истории донского ка­зачества его полотна? То-то!» Александр Михайлович проделал боль­шую поисковую работу. Все это описал. Где же сейчас его рукопись?»

Рукопись найдена, а вот мастихина Дубовского нет. После смерти супругов почти все вещи из дома художника были сожжены.

Умер Александр Михайлович, как вспоминает К.Л. Ушакова, 9 сентября 1979 года. Кроме того, что на похоронах о нем говорили как о чутком человеке, прекрасном педагоге, ученом и талантливом ху­дожнике, говорили и о том, что он был интересным солнечным чело­веком. Он с честью и достоинством прошел свой жизненный путь.

Через год Нина Михайловна передала в фонды Музея истории донского казачества 56 живописных и графических работ Александра Михайловича, 12 работ его брата Всеволода, работу профессора А. Жаба и др.

А вскоре ушла из жизни и Нина Михайловна, зашло ее солныш­ко, одной она жить не смогла.

«Сколько неразгаданных страниц в богатой книге искусств наше­го города! Если бы только удалось собрать воедино и выставить на всеобщее обозрение все картины наших земляков!» - напишет журна­лист Б. Плевакин, сетуя на то, что многие имена забыты.

Хочется верить, что имя Александра Михайловича Зыкова не канет в лету.

 

Материал публикуется по изданию:

Малина О.Н. А.М.Зыков – Ученый, педагог, художник / О.Н.Малина  // Краеведческие записки. Сб. науч. тр. Вып.7 / МИДК. – Новочеркасск, 2005. – С.50-56.

 


Threesome