Михаил Мартынов

Имя в истории города


Вера Комиссаржевская – «Чайка» русской сцены

Восьмого ноября ис­полнилось 150 лет со дня рождения великой русской актрисы Веры Комиссаржевской. В био­графии Веры Фёдоровны есть и страницы, связан­ные с нашим городом. Полвека назад новочер­касскому театру было присвоено её имя. Вера Федоровна Комиссар­жевская неотделима от эпохи, в которой ей до­велось жить. Творчество актрисы неразрывно свя­зано с лучшими тради­циями русской культуры XIX века. Каждая её рабо­та на сцене поражала со­временников, трогала их души и сердца. Именно поэтому, наверное, имя Веры Комиссаржевской не предано забвению и сегодня.

«На русской сцене было много хо­роших актрис, было несколько актрис великих. Хорошие актрисы, и, в особен­ности, великие актрисы, пользовались у русской публики большим успехом... Но было очень немного таких актрис, в которых публика была глубоко, се­рьезно и трогательно влюблена. Могут быть даже вполне исторически конста­тированы два таких случая: Мария Ни­колаевна Ермолова и Вера Федоровна Комиссаржевская. Здесь лучшая, наи­более отзывчивая часть публики горела чистым, ровным пламенем. Когда она смотрела игру этих исключительных сценических мастериц, то энтузиазм её прорывался бурно. Воспоминания о Ермоловой, воспоминания о Комиссар­жевской, всегда, всё время грели чело­века, и он, говоря о них, начинал светло улыбаться, и глаза его загорались вну­тренним огнем. А вслед за наиболее от­зывчивой частью публики - за молоде­жью, за энтузиастами, за театралами -и вся большая публика вынуждена была признать исключительную ценность, неоспоримое совершенство сцениче­ской работы этих двух первоклассных звезд театрального неба», - писал А.В. Луначарский.

ПУТЬ НА СЦЕНУ

Вера Комиссаржевская родилась в 1864 году в Петербурге в семье Федо­ра Петровича и Марии Николаевны Комиссаржевских. Любовь к искусству передалась ей от отца - тенора Мариинского театра. Свою творческую биогра­фию Вера Комиссаржевская начала на любительской сцене. Она сыграла роль Зины в спектакле «Горящие письма» по пьесе П. П. Гнедича, поставленной на сцене петербургского Собрания флот­ского экипажа. Дебют был удачным, он окрылил Веру, но вместе с этим она почувствовала острую необходимость получения настоящего актёрского об­разования. Определенную роль в этом сыграло и неудачное замужество. Раз­рыв отношений с неверным мужем по­влиял на её желание заняться каким-то серьёзным делом. Она хотела заглу­шить работой душевную боль от преда­тельства близкого человека.

Первым учителем Веры Фёдоровны стал актер Александринского театра Владимир Давыдов. Комиссаржевской было уже 26 лет, когда она вступила в московское Общество искусства и ли­тературы, организованное в 1888 году и возглавляемое её отцом Ф. П. Комиссаржевским, А. Ф. Федотовым и К. С. Станиславским. Станиславский был, кстати, учеником отца Комиссар­жевской.   Вера   Федоровна   вначале обучалась вокалу, но настоящий успех ей принесли драматические роли в комедийных спектаклях «За хитрость -хитрость» и «Горящие письма». В 1891 году на сцене Общества искусства и литературы Вера Комиссаржевская блеснула талантом в спектакле «Плоды просвещения», где она сыграла роль Бетси.

ПЕРВЫЙ СЕЗОН

На профессиональную сцену В.Ф. Комиссаржевская вышла уже достаточ­но сформировавшимся человеком, в 29 лет, на сцену театра в Новочеркасске. В этот театр Вере Фёдоровне помог устроиться друг ее отца, известный провинциальный актер И.П. Киселев­ский. Начинающей актрисе предложили неплохое по тем временам жалование в 150 рублей, на которое она жила сама и содержала младшую сестру и мать.

Первой ролью на профессиональной сцене для Комиссаржевской стала роль Альмы в пьесе Г. Зудермана «Честь». Премьера состоялась 19 сентября 1893 года. В то время театральное ис­кусство было необыкновенно востре­бованным. Театры выпускали новые спектакли несколько раз в неделю. За свой первый театральный сезон в Но­вочеркасске Вера Комиссаржевская сыграла пятьдесят восемь ролей! Такое фантастическое количество образов современный актёр может воплотить, наверное, только за десяток лет. Исто­рия сохранила для нас названия неза­мысловатых комедий и водевилей, в которых новочеркасский зритель апло­дировал Вере Комиссаржевской: «Вол­шебный вальс», «Игра в любовь», «Тай­ны будуара хорошенькой женщины», «Бурное утро», «Под душистою веткой сирени», «Сорванец», «В осадном по­ложении».

Несмотря на определенную шаблон­ность образов героинь этих произ­ведений, критики отмечали в игре на­чинающей актрисы серьёзный творче­ский подход к каждой роли. Один из них писал в статье «Театральные заметки», напечатанной в газете «Донская речь» от 10 февраля 1894 года: «Личность артистки дает всегда окраску испол­няемой роли. Это, несомненно, недо­статок, но у г-жи Комиссаржевской это скорее достоинство, потому что в ее игре отражаются характерные черты ее изящной и чуткой натуры, ее тонкого и наблюдательного ума».

Здесь очень верно отмечены глав­ные черты характера актрисы: чуткость, тонкость ума, наблюдательность.

Новочеркасская труппа была основа­на в 1891 году известным провинциальным актером, режиссером и антрепре­нером Н. Н. Синельниковым. В начале 90-х годов позапрошлого века там слу­жили: И. П. Киселевский, Н. П. Рощин-Инсаров, С. П. Волгина, А. М. Шмид-тгоф. По свидетельству современни­ков, в новочеркасском театре царила творческая атмосфера, что помогало коллективу, помимо пьес легкого жан­ра, ставить и серьёзные спектакли. Ко­миссаржевская великолепно играла в «Горе от ума» и «Плодах просвещения», но основой тогдашнего репертуара театра были, всё же, комедии и воде­вили, от которых актриса откровенно устала. Кроме того, супруга Синельни­кова видела в Комиссаржевской кон­курентку по сцене. Контракт на работу в Новочеркасске с Верой Федоровной продолжен не был, и летом 1884 года она уехала под Петербург в поселок Озерки, но первый профессиональный театральный сезон, который она отслу­жила в театре Новочеркасска, стал для неё хорошей практикой, полезной ак­тёрской и жизненной школой.

УСПЕХ НА СТОЛИЧНОЙ СЦЕНЕ

В.Ф. Комиссаржевскую приглашают сразу в две труппы: Александринского театра и театра города Вильно. Актри­са выбирает Вильно. Там она работает два сезона, с 1894 по 1896 год, играет серьёзные и глубокие роли в спектаклях «Блуждающие огни» Л. Н. Антропова, «За монастырской стеной» Л. Камолет-ти и других.

Большой успех принесла Комиссар­жевской роль девочки Рози в пьесе «Бой бабочек» Г. Зудермана. Критики отметили необыкновенное воплощение чистоты и наивности героини, которое удалось Комиссаржевской. «Было ясно, что, как бы маленькая, пестрая бабоч­ка Рози ни хохотала, выпив сладкого вина, жизнь за углом подстерегает ее со своим капканом», - писал А. В. Луна­чарский. Все силы души и таланта Ко­миссаржевской были направлены на то, чтобы заронить в душу зрителя тревогу, не оставить его равнодушным.

В 1896 году Комиссаржевская стала актрисой Александринского театра. На его сцене она сыграла множество ро­лей, по достоинству оцененных публи­кой и критиками. Особенно были отме­чены её Лариса в «Бесприданнице» (эта пьеса, уже давно шедшая в театре, по­сле ввода в состав исполнителей В.Ф. Комиссаржевской, стала пользоваться невероятным успехом у публики), Мар­гарита в «Фаусте», Варя в «Дикарке».

В первый же год службы на сцене Александринки В.Ф. Комиссаржевская встретилась с А.П. Чеховым. «Никто так верно, так правдиво, так глубоко не понимал меня, как Вера Федоровна… Чудесная актриса», - отзывался о ней писатель и драматург.

Роль Нины Заречной в чеховской «Чайке» стала для актрисы звёздной.

«Мне роль Чайки принесли за не­сколько дней до спектакля, я не знала пьесы. В первый раз я прочла «Чайку» в эту ночь. Всю ночь проплакала. Утром я любила «Чайку», и была она моей - я жила душою Чайки… Быть Чайкой мне - радость», - вспоминала Комиссаржев­ская.

Образ Нины был очень близок и по­нятен ей. Играть его Вере Фёдоровне было легко и, действительно, радостно. Глубокое проникновение в суть харак­тера своей героини единодушно отме­чали и современники Веры Комиссар­жевской.

НЕ ТОЛЬКО СЦЕНА

Сцена и театр для Веры Комиссар­жевской значили очень многое, но не всё. Общественная жизнь в России начала XX века, предреволюционные настроения в народе, не оставили её равнодушной. Она посещает воскрес­ные школы для рабочих, общается с учителями, знакомится с новым для нее миром. «Смотрю я на нужду, которая вокруг меня, нужду вопиющую, тихую, потому, что кричать сил у нее нет, да и бесполезно, и вспоминается мне жизнь, которую ведем мы, «избранные»», или, вернее, сами себя избравшие, и такая тоска и грусть охватывают меня, что ни залить, ни запить их душа не может. В чем оправдание или, вернее, где искать права на подобное существование?» -пишет актриса одному из знакомых.

Комиссаржевская уходит из Алексан­дринского театра и начинает гастроли­ровать по провинциальным городам. Эти гастроли 1902 - 1904 годов имели и практические задачи: В.Ф. Комиссар­жевская собирает средства и формиру­ет репертуар для своей будущей труп­пы. В 1904 году исполнилась давняя мечта актрисы, и она смогла создать свой театр, театр в котором она могла играть, не что предложат и обяжут, а что хочется, к чему тянется душа.

ПЛОЩЕНИЕ МЕЧТЫ

Открытие театра Веры Комиссар­жевской (в его дирекцию, помимо неё, входили режиссёры и актёры, ис­поведующие принципы Московского художественного театра) состоялось в Петербурге 15 сентября 1904 года в помещении Пассажа. Первым спекта­клем нового театра стала пьеса «Дачни­ки» Максима Горького. Спектакль стал большим успехом не только для В.Ф. Комиссаржевской, но и для всего театра в целом. Новый театр быстро обрёл популярность петербургской интел­лигенции. Премьеры следовали одна за другой. Основой репертуара театра была русская классика, но там ставили и пьесы зарубежных авторов.

Время революции 1905 года отри­цательно сказалось на театральном творчестве. Цензура была особенно строгой, разрешалось ставить, в основ­ном, только пустые и развлекательные пьесы, что никак не устраивало Веру Федоровну. В этот период состоялась её встреча с Всеволодом Мейерхоль­дом, новатором и революционером театрального искусства. В театре Ко­миссаржевской он поставил несколько спектаклей.

Помимо театральной деятельности, Комиссаржевская устраивала поэтиче­ские вечера, на которых свои стихи чи­тали Ф. Сологуб, В. Брюсов, А. Белый, А. Блок.

В начале 1908 года часть театра Ко­миссаржевской едет в Америку. Гастро­ли были неудачными и лишь усугубили плохое материальное положение труп­пы. В попытке реанимировать свой те­атр, актриса обращается к старым ро­лям. В ноябре 1908 года она восстанав­ливает «Дикарку», «Бесприданницу», «Родину», «Кукольный дом».

ПОСЛЕДНИЕ ГАСТРОЛИ

В сезон 1909 - 1910 годов В.Ф. Ко­миссаржевская уезжает в большую гастрольную поездку по Сибири, Даль­нему Востоку, юго-западу России, Кав­казу, Средней Азии. На эти гастроли её подвигло желание создать собственную школу искусств, для чего требовались определённые средства.

17 января 1910 года пьесой «Роди­на» Вера Федоровна начала гастроли в Ташкенте, в новом театре Обществен­ного собрания. Она играла ведущие роли в «Бесприданнице» и «Дикарке» Островского, «Кукольном доме» Иб­сена, «Хозяйке гостиницы» Гольдони. Спектакли проходили при аншлагах, публика неизменно рукоплескала ар­тистам театра. Вера Комиссаржевская была счастлива.

Беда пришла неожиданно: эпидемия оспы. Заболели сразу несколько акте­ров труппы. Болезнь не миновала и саму Комиссаржевскую. В последний раз, уже чувствуя, как силы покидают её, она вышла на сцену 26 января в спектакле «Бой бабочек», пьесе, в которой когда-то она с блеском дебютировала на сце­не Александринского театра.

Несмотря на интенсивное лечение, больной становилось всё хуже, и 10 февраля 1910 года Вера Фёдоровна скончалась. В последний путь актрису провожало множество людей, поклон­ников и ценителей её таланта. Великая русская актриса была похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1936 году состоялось перезахоронение её праха в некрополь мастеров искусств Тихвинского клад­бища Александро-Невской лавры.

Судьба отмерила В.Ф. Комиссаржев­ской всего 45 лет жизни и очень корот­кий срок работы на сцене. Но для яркой личности, талантливой актрисы, незау­рядного человека, этого короткого сро­ка хватило, чтобы остаться в памяти со­временников, и гореть светом далёкой звезды для последующих поколений.

По материалам сборника А.Я. Альтшуллера «В.Ф. Комиссаржевская: письма, воспоминания, материалы», изданного к 100-летию со дня рождения актрисы.

Мартынов М. Имя в истории города :  [к 150-летию великой русской актрисы Веры Комиссаржевской, чья сценическая деятельность начиналась в Новочеркасске] // Новочеркасские ведомости. – 2014. – 19-25 нояб. – С. 21.


Threesome