ПИСАТЕЛЬ И ХУДОЖНИК

            В череде праздничных мероприятий, посвящённых 100-летию писателя Анатолия Калинина, отдельной строкой было выделено  новоселье Пухляковской картинной галереи, отметившей 40-ю годовщину со дня основания. Особое место в экспозиции заняла работа «Вид на новочеркасский собор»  новочеркасского художника Бориса Плевакина.


          Калинин и Плевакин

  Это вряд ли назовешь случайностью. Многие годы писателя и художника связывали крепкие дружеские отношения. Они познакомились в середине 70-х годов ХХ века. Тогда Борис Александрович  работал над большим очерком о художнике Иване Ивановиче Крылове, частенько выезжавшем на пленэры в Раздорскую и её окрестности.  Собирая материалы, Плевакин сам нередко наведывался в Пухляковскую.  Очерк «Певец земли Донской» в 1976 году в восьми номерах опубликовала городская газета «Знамя коммуны». С этой же темой Плевакин выступал на страницах областного «Молота», в журнале «Дон», что несомненно сыграло свою роль в получении домом Крылова статуса мемориального музея.

             Эти годы были очень плодотворными для Бориса Александровича. Он много работал как живописец и журналист: стал членом городского клуба художников и членом Союза журналистов СССР. Публикуются его краеведческие очерки с авторскими иллюстрациями, портреты Виталия Закруткина, Анатолия Калинина, Геннадия Семенихина, Владимира Калмыкова, донские пейзажи участвуют во многих художественных выставках. Широкую известность приобрел и портрет Шолохова, написанный по предложению Анатолия Вениаминовича, опубликованный сначала в журнале «Молодая гвардия», затем - напечатанный на суперобложке книги Калинина «В краю «Тихого Дона».

            Борис Плевакин был человеком непростой судьбы. Дитя военного времени, не знавший отца, выросший в одном из детских домов Киргизии, тринадцати лет приехал с матерью в Новочеркасск.  Бесспорно талантливый от природы  он  посещал художественную студию, которой после отъезда Николая Васильевича Овечкина в Москву, руководил Николай Яковлевич  Лисименко, затем учился в Ростовском художественном училище имени М.Б. Грекова.

            Отправляясь в Пухляковский на этюды, Борис Александрович непременно бывал и на усадьбе у Калинина. Тут часто собиралась талантливая молодежь: писатели, журналисты, художники, всем им Анатолий Вениаминович уделял много времени, помогал советами, читал рукописи, давал рекомендации в союзы писателей и журналистов... Многие знали об этих чудодейственных встречах и беседах о литературе, искусстве, жизни.

            В один из таких приездов в задушевном разговоре Анатолий Вениаминович рассказал Борису о своей заветной мечте: создать в хуторе картинную галерею. Отправной точкой  в этом деле он считал свою домашнюю коллекцию, собранную из подаренных работ.


Работа Плевакина «Вид на новочеркасский собор» 

  Семя попало в благодатную почву! Плевакин был как раз тем человеком, чья  энергия завораживала и приводила в действие такие же инициативные и неравнодушные личности! Он сразу включился в процесс. В формирование художественного фонда музея-заповедника внесли большой вклад народные художники супруги В.К. Нечитайло (урожнец Сальских степей) и М.В. Савченкова (родившая 99 лет назад в Новочеркасске), заслуженный художник России А. В. Тимофеев.

  То, что Анатолий Вениаминович был депутатом Верховного Совета РСФСР и вхож был во многие кабинеты, позволило в 1976 году в маленьком казачьем хуторе появиться одной  из первых сельских галерей на Дону, ставшей изюминкой Раздорского музея-заповедника. Борис Плевакин при поддержке мэтра подготовил каталог «Пухляковская картинная галерея», написав к нему и в вступительную статью.

            Многие мастера страны делали подарки, которым нет цены. В самой галерее выставлена коллекция работ советских, российских и зарубежных мастеров, таких, как Е.Лансере, В.Шумилов, И.Крылов, Н.Овечкин, Дзянь Ши Лунь. В выставочном зале проводятся персональные, коллективные и тематические выставки художников.

            В 1983 году Анатолий Вениаминович пригласил Плевакина пожить и поработать в хуторе Пухляковском, возглавив галерею. Это было особенно  плодотворное время. Борис Александрович завершил работу над книгой «Был и я среди донцов», которая вышла при содействии Анатолия Вениаминовича в  издательстве «Современник»  в 1985 году.


          Работа Плевакина «Женщина в бурке»

  Появились и два портрета кисти Бориса Александровича. «Женщина в бурке» -  супруги Калинина Александры Юлиановны, прошедшей с ним тяжелые военные годы. И самого Анатолия Вениаминовича - в бурке, подаренной командиром 5-го гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса генералом Селивановым.


           Работа Плевакина «Портрет Калинина»

... Время  бежит вперед. Нет среди нас ни Плевакина, ни Калинина, ни многих авторов картин, но полотна хранят память о них и люди, забыв о неурядицах, бытовых трудностях, смотрят на эти произведения, радуясь жизни. Не это ли лучшая память об Анатолии Вениаминовиче  Калинине?!

            Женета Гридасова.

 

 

Опубликовано: «Новочеркасские ведомости», № 39 (5-11 октября) 2016г.


Threesome