Из истории моста через реку Тузлов


 

Еще в 20-е годы XIX века этот мост относился к числу общественных строений г. Новочеркасска. По описанию историком В. Д. Сухоруковым он был «замечательным» по своему устройству: «по болотистому лугу, простирающемуся пред Тузловом, сделана насыпь с каменною мостовою; с обеих сторон ее вырыто по одному каналу и насажено по две аллеи. Через самую же речку мост стоит на плашкотах».

Для сведения: плашкоуты – плоскодонные барки с высокими бортами. Применяются для промежуточных опор наплавных мостов. Удобны тем, что их можно развести в стороны в случае надобности.

В течение всего периода существования мост неоднократно подвергался ремонту или техническому усовершенствованию. Так, в 1854 году Военный министр своим предписанием от 27 февраля разрешил в Новочеркасске на Московско-Кавказском тракте постройку через реку Тузлов деревянного моста. Его строительство было поручено войсковому архитектору Якову Седову и велось под командованием соборной комиссии, т.к. в ее состав входили наиболее квалифицированные специалисты. Накануне 60-х гг. XIX века мост стоял уже на сваях. Это было засвидетельствовано штабс-капитаном Генерального штаба, членом Императорского Русского географического общества Н.Красновым в «Материалах для географии и статистики России», изданных в Санкт-Петербурге в 1863 году.

Уделялось большое внимание и укреплению дамбы через Тузлов.

В июне 1890 года Военный Совет утвердил Положение «Об устройстве пролета в дамбе, прилегающей к мосту через р. Тузлов и деревянного моста через этот пролет». Эта задача возлагалась на Комитет по Управлению Новочеркасском. Работы проводились по утвержденным Инженерным Комитетом чертежам и сметой. Ответственность за указанные в смете данные была на составителях проекта. На производство всех работ из городского капитала отпускалось 2799 руб. 37 коп., в т. ч. «в пользу техников».

Расходы на содержание моста вносились ежегодно в Смету расходов г. Новочеркасска. Например, в 1913 году на это было израсходовано 1300 рублей.

Ремонт моста был обязанностью по Управлению Новочеркасском.

Такова судьба деревянного моста через реку Тузлов вплоть до 1920 года, когда заминированный белыми мост был взорван, в результате чего находившийся на нем в тот момент английский танк свалился в речку и утонул.

Новой властью деревянный мост через некоторое время был восстановлен и в таком виде просуществовал до 1932 года, о чем свидетельствует, например, объявление в городской газете «Знамя коммуны» от 6 августа о том, что на строительство железобетонного моста через реку Тузлов в г. Новочеркасске по спуску Герцена требуются специалисты разного профиля. Прорабом постройки моста был инженер Скачков.

Железобетонный мост был уже необходим в связи с развивающейся промышленностью города, начавшимся строительством паровозостроительного завода, что круто изменило судьбу не только моста, но и всего города.

Во время Великой Отечественной войны немцы часто бомбили подходные пути к Новочеркасску, в том числе и мост через Тузлов, который в итоге был сожжен.

После освобождения города от немецко-фашистских захватчиков начались восстановительные работы. Мост через Тузлов был восстановлен за 9 дней. Затем был восстановлен и железнодорожный мост. На этих работах и на строительстве дороги на Хотунке использовался труд пленных немцев. Те, кто умер во время этого строительства, были похоронены под молодыми тополями у самой реки, но разлив 1952 года уничтожил и могилы, и молодые деревья.

В настоящее время мост находится в аварийном состоянии. По информации СМИ его ремонт обойдется городу в  5 млн 124 тыс. рублей. Но этот ремонт – мера временная. Впереди – капитальный ремонт.

 

Список литературы.

1. В Новочеркасске ремонт аварийного моста на спуске Герцена планируют начать в конце октября // ДонИнфо. – 2017. – 20-26 сент. – С.2.

2. Кирсанов Е.И. Слава и трагедия Новочеркасска, 1805 – 2005. (История казачьей столицы). Т.1. – Новочеркасск, 2005. – С.201,230,261.

3. Кирсанов Е.И. Слава и трагедия Новочеркасска, 1805 – 2005. (История казачьей столицы). Т.2. – Новочеркасск, 2005. – С.52,183.

4. Краснов Б.В. Новочеркасск. Справочная книжка с приложением плана города. Ч.1. – Новочеркасск, 1896. – С.64.

5. Смета доходов и расходов гор. Новочеркасска на 1913 год. – Новочеркасск, 1913. – С.70.

6. Статистическое описание Земли Донских казаков, составленное в 1822-32 годах. – Новочеркасск, 1891. – С.140.

 

Бунина Н.И.


Threesome