НОВОЧЕРКАССК ТЕАТРАЛЬНЫЙ:

ВЗГЛЯД НА СОТНЮ ЛЕТ НАЗАД


 

Дорогие наши читатели, я стараюсь размещать интересные публикации, посвященные истории нашего любимого Новочеркасска, имеющиеся в фонде Центра по работе с книжными памятниками Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина.

Сегодня я предлагаю вашему внимаю материал, который я бы назвала «Новочеркасск театральный».

Позвольте  вначале мне немного процитировать информацию, размещенную на сайте нашего театра. «Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской (Казачий драматический театр) основан в 1825 году. Наряду с императорскими театрами - единственный в России театр, имевший государственный статус. Состоял на содержании Всевеликого Войска Донского.

 Новочеркасская публика с первых дней существования театра знакомится с творчеством ведущих провинциальных актеров России. Среди зрителей театра А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И. Пущин и др. Сцена Новочеркасского театра определила путь многих видных актеров и режиссеров. Здесь играли М. Щепкин, Н. Рыбаков, Г. Федотова, М. Савина, П. Стрепетова, А. Ленский, Н. Рощин-Инсаров, В. Андреев-Бурлак, И. Киселевский, М. Иванов-Козельский.

 В 1891 - 1894 гг. театр возглавлял видный режиссер и антрепренер Н. Синельников. В 1893 году на сцене театра дебютировала великая русская актриса В.Ф. Комиссаржевская».


Моя коллега Лебедева Валентина Ивановна обнаружила уникальнейший материал, относящийся к тем далеким временам и позволяющий окунуться в театральную жизнь того времени и узнать отношение публики и критики ко многим перечисленным выше артистам.

Уверена, что данная публикация станет откровением не только для горожан, но и для самих служителей Аполлона, Мельпомены, Талии и других покровителей высокого искусства в нашем городе.

Начну по порядку. В отделе имеются выпуски журналов «Артист» конца ХIХ века.

«Арти?ст» — русский иллюстрированный театральный, музыкальный и художественный журнал, одно из ведущих изданий театральной периодики последней трети XIX века в Российской империи. Печатался в московской типо-литографии Высочайше утвержденного Товарищества И.Н. Кушнерёв и Ко.

Основателем, издателем и редактором журнала был Ф. А. Куманин (1855—1896), известный в Москве театральный критик, издатель, драматург и переводчик. Вместе с Ф. А. Куманиным у истоков журнала стоял С. А. Юрьев – старейший журналист, легендарный основатель «Русской мысли».

«Артист» издавался в Москве в 1889—1895 гг. в течение театральных сезонов (с сентября по апрель книжками большого формата по 7 номеров в год). В 1891 году у журнала появилось два приложения — «Дневник артиста» (1891—1895) и «Театральная библиотека» (1891—1895), выходившие в летние месяцы. С закрытием «Артиста» в 1895 году «Театральная библиотека» поменяла своё название на «Театрал» (в 1896-1898 – вновь «Театральная библиотека»).

Несколько выпусков «Дневника артиста» сохранились в наших фондах. Кроме того в  отделе находится немного газет «Театр и искусство» и «Театральная жизнь». Оказывается, у этих изданий были собственные корреспонденты в Новочеркасске, которые и освещали театральную жизнь в городе.

Сегодня я хочу познакомить вас, дорогие читатели, с публикациями в журнале «Артист» 90-х годов позапрошлого века. Как всегда, язык и стиль оригинала документа стараюсь сохранить. Если и будут опечатки, прошу прощения, так как текст печатался без абзацев, знаки препинания  я бы поставила по -другому, но ХIХ век это решал по-своему.

Первый материал мы обнаружили в Приложении, которое называлось «Дневники артиста» 1892 год №1.

 

«Новочеркасск. (От нашего корреспондента).

Новочеркасское Товарищество артистов под управлением г. Синельникова закончило театральный сезон 1891—92 года в финансовом отношении блистательно. Труппа за 99 спектаклей выручила около 39 т. рублей, что, при войсковой субсидии в 4 т. рублей, дало валового сбора более 43 т. рублей. Эта сумма, покрыв все расходы Товарищества, дала возможность каждому компаньону получить на свою марку вознаграждение  полным рублем.

Каждый спектакль дал средним числом более 390 рублей (максимум—914 рублей, минимум—80 руб.), причем с 64 драматических представлений выручено 27.000 рублей и с 35 оперных и опереточных—12.000 рублей. Таким образом, средний сбор по драме дал 420 рублей, а по опере и оперетке 350 рублей, хотя из 35 второго разряда спектаклей 11 представлений пришлось собственно на оперу, давшую 5.700 рублей (средний 520 рублей) и 24 на оперетку, давшую 6.500 рублей (средний—270 руб.).

За отчетный сезон на новочеркасской сцене прошло около 50 пьес серьезного русского репертуара. Из них назовем следующие: «Лес», «Как поживешь», «Ошибки молодости», «Любовь и предрассудок», «Горе от ума», «Ольга Ранцева», «Отелло», «Нума Руместан», «В неравной борьбе», «Новое дело», «Маскарад», «Свадьба Фигаро», «Дармоедка», «Честь», «Неклюжев», «Жизнь прожить—не поле перейти», «Велизарий», «Бедность не порок», «Жизнь Илимова», «Воробушки», «Гроза», «Горнозаводчики», «Грешница», «На всякого мудреца», «Заяц», «Арказановы», «Уголок Москвы», «Гувернер», «Король Лир», «Темный бори», «Доходное место», «Кин», «Мечты и жизнь», «Вторая молодость», «Василиса Мелентьева», «Старый барин», «Преступница», «Компаньоны», «Злоба дня», «Сафо», «В старые годы», «Перчатка», «Богатырь века», «Ревизор» и другие. Из 4 опер: («Русалка», «Галька», «Аскольдова могила», «Кармен») некоторый были повторены. Что касается опереток, то в 24 представлениях их прошло около 20.

Из этих цифровых данных легко усмотреть, что наша публика весьма заметно склоняется к драме, а потому все усилия распорядителей провинциальными сценами должны быть направлены на улучшение постановки драматических пьес, которые здесь прошли хотя и хорошо, но все-таки не исключили возможности предъявления к труппе таких справедливых требованья, кои легко исполнимы. Главные персонажи Товарищества г. Синельникова остаются и на будущий сезон с некоторыми, впрочем, изменениями и дополнениями, вызываемыми необходимостью. Эта необходимость сказывается в отсутствии актрис на роли grand dame и драматических старух и в перемене некоторых второстепенностей. Но серьезный взгляд на дело требует еще, чтобы Товарищество, кроме запополнения названных выше пробелов, имело порядочного артиста на роли молодых любовников, который хотя с небольшим успехом заменял бы иногда г. Рощина - Инсарова, для которого уже не под силу слишком молодые роли, и играл бы роли вторых любовников. Также нужна и хорошая актриса на роли юных ingenue, для которых госпожа Синельникова не всегда удовлетворительна.

Вот все требования, которые на наш взгляд, обязательны для товарищества г. Синельникова в будущем сезоне и, если оно внемлет им, то, как материальный, так и нравственный его в Новочеркасске можно считать обеспеченным.

В заключение следует упомянуть, что новочеркасская публика отнеслась к труппе в высшей степени внимательно: все главные персонажи получили от нее более или менее ценные подарки, а г. Синельников, кроме того, получил от театральной дирекции  золотое с бриллиантом кольцо, которое поднесено ему с разрешения Войскового наказного атамана. Это последнее- первый пример за все время существования театра в Новочеркасске».

Теперь переходим непосредственно к журналу «Артист».

Начнем с №19 за 1892 год.

 

 «Новочеркасск (От нашего корреспондента).

С 33 спектаклей, данных Товариществом г. Синельникова с 15 сентября по 10 ноября включительно, собрано 11742 рубля; за спектакль средним числом 355 рублей; при максимуме 821 рубль (опера «Галька») и минимуме 146 рублей. В числе 33 стоит 17 драматических спектаклей, 13 опереточных и 3 оперных (2 раза «Галька» и один раз «Аскольдова могила»).

Драма и комедия дали 6 215 руб., оперетка—3 996 руб. и опера —1 531 руб. Средний сбор: по драматическими спектаклями—360 руб., по опереточными — 307 и по оперными — 510 руб.

За время с 10 ноября по 10 декабря дано было 19 спектаклей—13 приходится на драму и 6 на оперу и оперетку. Сборы за это время простираются до 6 053 р. 90 к., средним числом на каждый спектакль приходится 318 р. 60 к. Драма выручила 4065 руб., а опера и оперетка—1 987 руб. 90 коп. Средний сбор драмы—312 руб. 70 коп., оперы и оперетки —331 руб. 30 коп.

За все же, с открытия нынешнего сезона, 52 спектакля (30 драматических и 22 оперных и опереточных) выручено 17,543 руб. 70 коп., следовательно, каждое представление дало, средними числом, 337 руб. 40 коп. Драма выручила за этот период, 10 028 руб., а опера и оперетка -7 515 руб. 70 коп. Средний сбор от драмы—330 руб. 40 коп., от оперы и оперетки —341 руб. 60 коп., причем на долю оперы (4 спектакля) приходится средний сбор 551 руб. 20 коп., а оперетки—295 руб. Из числа всей вырученной суммы за 52 спектакля Товарищество уплатило дирекции театра 5 200 руб. (по 100 руб. за каждый спектакль) за пользование театральным имуществом, за музыку, отопление и освещение театра и прислугу.

Такими образом, на долю Товарищества за названный промежуток времени, между 15 сентября и 10 декабря, приходится 12 343 руб. 70 коп. По драматическому репертуару, с 15 октября по 10 ноября, даны были следующие пьесы: «Нежданный гость», Но­вое дело», «Маскарад», «Девичий переполох», «Свадьба Фигаро», «Дармоедка», «Клуб холостяков» «Честь» и нисколько более или менее удачных мелочей. Особенно удались: «Новое дело»—благодаря игре г. Степанова(Столодов), ко­торый был полон неподдельного комизма. «Дармоедка», в которой выделились г-жи Синельни­кова, Никитина, Пилецкая и гг. Рощин-Инсаров, Степанов и Медведев, была прекрасно срепетирована, прошла весьма живо и смотрелась с боль­шими интересом. «Честь», соч. Зудермана, смот­релась с большими интересом, и гг. Рощин-Инсаров (Роберт Хейнеке), г. Бастунов (граф Траст), г. Степанов (Хейнеке-отец), г-жа Синельникова (Леонора Мюлинг) весьма серь­езно отнеслись к своим ролям, а г-жа Медве­дева очень талантливо исполнила роль младшей сестры Роберта. Что касается «Маскарада», бывшего главною пьесою «Лермонтовского спектакля», то он прошел слабо. Вследствие каких-то не­согласий с Товариществом, г-жа Мазуровская оставила иовочеркасскую сцену, ее место никем не занято до сих пор. Ожидалась из Харькова г-жа Свободина-Барышова, но перего­воры с ней не привели пи к чему.

С 10 ноября по 10 декабря даны были: «Свадь­ба Кречинскаго», «Наш друг Неклюжев», дан­ный в бенефис любимицы здешней публики, г-жи Синельниковой, прошел очень ровно и про­извел сильное впечатление, благодаря бенефициантке и игре г. Рощина-Инсарова в главной роли; «Жизнь прожить—не ноле перейти», Бед­ность— не порок», «Жизнь Илимова», «Воробуш­ки», «Лев Гурыч Синичкин», «Ограбленная почта», «Горнозаводчики», «Гроза», в которой дебютировала вновь приглашенная на нашу сце­ну, вместо ушедшей с нее г-жи Мазуровской, г-жа Лопухина.

30 ноября, здесь состоялось празднование 25-летняго юбилея теперешнего здания новочеркасского театра, ознаменованное народ­ными спектаклем, который начался прологом в стихах, соч. г. Иванова, под названием: «Четверть века храма искусства». В этом стихотворении выведен на сцену жрец искус­ства, который, выходя из храма, стоящего на берегу Дона, сообщает публике о томи, что этому храму минуло 25 лет и что он «призван душу человека искусством увлекать к возвышенным мечтам» и проч. В конце пер­вой тирады жреца, к нему, как бы с небес, слетает Мельпомена, как представительница драмы и, упомянув имена мировых драматических писателей и некоторых артистов, игравших на новочеркасской сцене, возлагает на его голову венок; вслед за нею появляется Талия, как представительница комедии и делает то же самое, потоми Аполлон, бог музыки, с лирою в руках, и одаряет жреца этою лирой; за ними Терпсихора, а в конце всего—Донской казак в современной форме. Он заявляет жре­цу, что возвращаясь домой с полей битв, он забывал «ужасы кровавые войны и находил под сенью тишины в искусстве наслаждение святое».

Продолжим далее. Этот же год. Но номер 23.

 

«Новочеркасск (От нашего корреспондента).

Товарищество драматических артистов под режиссерством г. Синельникова открыло зимний сезон в Новочеркасском городском театре 6-го сентября, комедией г. Александрова-Крылова «По духовному завещанию» и водевилем «Домовой шалит».

В этом спектакле принимали участие почти исключительно артисты и артистки, входящие в состав  Товарищества, подвизавшегося в нашем театре еще в прошлом году. Все они встречены были публикой, старые и добрые знакомцы, единодушными и долго не смолкавшими аплодисментами.

Из вновь приглашенных артистов в первом же спектакле имела несомненный успех одна г-жа Виноградова.

Во втором, третьем и четвертом  спектаклях («Нищие духом», «Татьяна Репина» и «Испорченная жизнь» впервые показались перед новочеркасской публикой госпожи Волгина и Каратыгина и господин Малевский.

Г-жа Волгина во всех трех спектаклях имела большой успех. Каратыгина также очень понравилась нашей публике. Господин Малевский играл сдержанно и произвел  впечатление умного и опытного артиста.

Что же касается до вторых персонажей, впервые появившихся на нашей сцене: гг. Владимирова, Леонтьева, Новского, г-жи Левицкой,— о них  пока нельзя сказать ничего определенного.

 В прошлом году дирекция нашего театра получила с Товарищества за 99 спектаклей  9900 руб. (Четырехтысячная субсидия труппе в счет не идет). Большая половина этой суммы была употреблена, разумеется, на текущие необходимые расходы, как-то: жалованье оркестру, прислуге, на костюмы, освещение, отопление и проч., остальная же часть целиком была истрачена уже летом на новые декорации и ремонт фойе и коридоров театра. Нельзя не согласиться, что такое употребление скромных доходов с театра, делает честь дирекции. Уже теперь наш театр может похвастаться прекрасной театральной библиотекой, декорациями, костюмами и проч.»

«Артист» 1893 год №29. Цитирую.

 

«Новочеркасск (от нашего корреспондента).

Истекший пост был очень беден для нашего города какими бы то ни было развлечениями. Наученные горьким  опытом, концертанты избегают посещать наш город, так как не могут рассчитывать на удовлетворительный сбор.

 Такая репутация Новочеркасска сделала то, что в то время, как в соседнем Ростове в течение всего поста давались концерт за концертом, у нас побывали лишь г. Вельяшев с г-жей Гинкуловой, дали один только концерт и то с убытком для себя, и г. Славянский со своею капеллою, взявший два довольно хороших и один плохой сбор. Других же концертантов совсем не было.

7-го марта в городском театре состоялся единственный в посту «литературный вечер», сбор с которого частью пошел на увеличение средств новочеркасской публичной библиотеки и частью в пользу обедневшего семейства бывшей артистки, г-жи Царевишниковой-Вольф. «Вечер» устроен был супругой директора новочеркасского отделения дворянского банка Е. А. Литвиновой, некогда подвизавшейся на провинциальных сценах в драматических ролях и известной под фамилией Демидовой. Поставлены были сцены и монологи из пьесы гг. Ге и Садова «Самородокъ» и комедии Северина «Супружеское счастье». В вечере, кроме артистов местной труппы: гг. Степанова, Синельникова, Медведева, Владимирова и Леонтьева и артисток - г-жъ Синельниковой, Медведевой и др., приняли участие незнакомые нашей публике: г. Загорский, артист малорусской труппы г. Садовского, прочитавший две роли - «Савельича», в пьесе «Самородок» и «Синявина» в комедии г. Северина, и г. Далидин, молодой артист, исполнивший роль помещика Курганова.

Состав нашей труппы на будущий зимний сезон понемногу начинает определяться и, судя по премьерам, обещает быть небывало блестящим. В Товарищество входят: гг. Киселевский, Рощин-Инсаров, Степанов, Синельников, Шмидтгоф, Медведев; г-жи Волгина, Синельникова или Томсон».

«Артист» 1893 №30.

 

«Новочеркасск (от нашего корреспондента).

В «Артисте» уже сообщалось, что на предстоящий зимний сезон новочеркасский городской театр вновь сдан Товариществу драматических артистов под управлением Н. Н. Синельникова. Товарищество это в настоящее время бесспорно можно назвать по составу одним из самых выдающихся в провинции. Состав нашей труппы: гг. И. П. Киселевский, Н. П. Рощин-Инсаров, В. О. Степанов, А. М. Шмидтгоф, Н.Н. Синельников, М. И. Михайлов, М. Г. Казанский, Лихомский, К. С. Леонтьев, Вейхель, П. И. Платовъ, А. С. Ильинъ и др.; г-жи С. П. Волгина, Т. О. Синельникова, С Б. Пиунова, В. Ф. Комиссаржевская, Е. Г. Медведева, В. И. Этуаль, Е. К. Омутова, К. Н. Александрова, В. А. Левицкая, Старикова, Е. И. Надлер, М. И. Зорина и др.

Первый спектакль состоялся в воскресенье, 12 сентября, при почти полном сборе. Поставлена была пьеса Островского «Бешеные деньги», Спектакль прошел с полным ансамблем. Выдающийся успех имели гг. Киселевский (Телятев), Рощин-Инсаров (Васильков), Шмидтгоф (Кучумов) и г-жа Волгина  (Лидия).

Слабее других оказался г. Синельников (Глумов), как-то не попавший в общий тон и явившийся слишком вертлявым и не в меру развязным. Что касается до г. Рощина-Инсарова, то он  был почти безупречным Васильковым, особенно же в патетических местах своей роли. Г. Шмидтгоф провел свою роль забывчивого старичка-князька с хорошим внешним успехом, но мы ожидали от него гораздо большего. Впрочем, так как нам пришлось видеть этого артиста в серьезной роли впервые (сцены и монологи в счет не идут), то и воздержимся высказывать о нем свое мнение до следующего письма. Это же самое приходится сказать и о г-же Пиуновой (Чебоксарова мать) и г. Лихомском (Василий Иванович)».

«Артист» 1893 №31.

 

«Новочеркасск» (от нашего корреспондента).

21-го октября в бенефис артистки, премьерши новочеркасской драматической труппы С. П. Волгиной поставлена была впервые на нашей сцене драма Зудермана «Родина». Бенефис талантливой артистки и, главным образом, выбранная ею пьеса, привлекли очень много публики, так что театр был почтя полон.

У нас «Родина» прошла, за незначительным» исключением, очень хорошо. Пастор Гефтердинг в исполнении г. Рощина-Инсарова явился живым лицом: превосходный грим, простота, замечательное спокойствие, плавность в речи, жестах и манерах производили прекрасное впечатление на публику, и становилось понятным то громадное влияние, какое должен был иметь, по замыслу автора, этот идеальный пастырь христиан на всех его окружающих. Очень хороша была в роли Магды бенефициантка г-жа Волгина. Зрители видели перед собою действительно артистическую, избалованную общим поклонением натуру, в высшей степени гордую и самоуверенную вследствие сознания, что она всем своим громадным успехом  обязана только себе одной; ей душно в родительском доме, так как она сознает свое превосходство над окружающими: не говоря уж о Мари, Максе, Франциске и Августе, она даже отца своего называет с искренним» порывом нежности и сострадания к нему: «мое милое, старое дитя!» Поняв таким образом свою роль, г-жа Волгина и провела ее с должной экспрессией и увлечением, так что мы даже затрудняемся, какой сцене из мастерски проведенных артисткой отдать предпочтение. Г. Киселевский в роли отца также был очень хорош. Многие сцены прошли у него прекрасно. К сожалению только он не совсем твердо знал свою роль, и еще лично нам не нравятся у этого артиста переходы от почти шепота к крику, причем, к которому г. Киселевский, невидимому, очень любит прибегать в патетических  местах своих ролей. Что касаемся до г-ж Синельниковой (Мари), Шуновой (Августа), Медведевой (Франциска) и г. Михайлова (генерал), то все они очень старательно отнеслись к своим ролям и поддержали ансамбль хорошего исполнения. За то гг. Казавский (советник Келлер) и г. Златонов (Макс) были слабы в своих ролях. Первый плохо вдумался и не понял характера изображаемого им лица - немецкого чиновника, уже достигшего «степеней известных», кичащегося своим положением, нахально самодовольного и притом весьма трусливого, педантичного, бессердечного, в глубине души в высшей степени безнравственного, но стремящегося прослыть высоконравственным  человеком. Словом, нужно было обрисовать характер прямо противоположный характеру пастора Гефтердинга.

Но Келлер в исполнении г. Казавскаго вышел слишком уж ничтожным и мелким для этой роли. Таким образом, все сцены с ним других действующих лиц почти пропали, за исключением разве сцены, когда г. Киселевский (Шварц) требовал от него ответа, был ли он раньше знаком с его дочерью.

Г. Платов во всех ролях, в каких нам его приходилось видеть,  является однообразным новичком на сцене. Со дня открытия зимнего сезона, 12 сентября, до 23 октября в Новочеркасске были поставлены следующие пьесы: «Бешеные деньги», «Без вины виноватые», «Старый барин», «Василек», «Честь», «Светит, да не греет», «Медовый месяц», «Ваал», «На всякого мудреца довольно простоты», «Майорша», «Мертвая петля», «Роковой шаг»», «Брак», «Вокруг огня не летай», «Игра в любовь», «Изломанные люди» (бенефис г. Рощина - Инсарова), «Семья», «Царская невеста», «Денежные тузы», «Кручина», «Родина» (бенефис г-жи Волгиной) и «Чародейка».

В последнем спектакле в роли княгини приняла участие любительница г-жа Литвинова. В сентябрьской книжке «Дневника Артиста» помещено нисколько заметок об артисте г. Рощине-Инсарове, будто бы он в текущем сезоне будет дебютировать на Императорской петербургской сцене, затем поедет на гастроли в Воронеж, Киев и Харьков; об этом же сообщает и харьковский корреспондент «Артиста»  в октябрьской книжке. На основании самых достоверных источников могу сообщить, что г. Рощин-Инсаров обязался прослужить весь текущий сезон в новочеркасском Товариществе».

«Артист» 1893 №32.

 

«Новочеркасск (от нашего корреспондента).

В начале ноября серьезно заболела и больна до сих пор премьерша нашей труппы г-жа Волгина. Болезнь единственной драматической героини поставила весь репертуар нашего театра вверх дном: пошли разные «Мамай», «Ришелье», «Лови, лови часы любви» и т. п.

Из всех этих пьес нам пришлось побывать лишь на одной, а именно «Ришелье» (14 ноября). Я уже высказывал свое заключение, что в нашей труппе при выдающихся премьерах совсем нет опытных артистов на вторые роли. В данном же спектакле и премьеры наши были не-удовлетворительны. Г. Киселевский свою заглавную роль знал очень плохо и только монологи свои, хотя и под суфлера, читал мастерски; г. Рощин-Инсаров тоже совершенно не знал роли, у г. Михайлова (Иосиф) была вычеркнута чуть не вся роль и оставлены лишь необходимейшие диалоги с Ришелье (Киселевским). Даже г-жа Синельникова в роли Юлии была не тверда, чего, говоря вообще, за этой симпатичной артисткой мы никогда не замечали. Гг. Казанский (де-Мопра) и Платов (король) были по обыкновению  плохи: первый постоянно берет роли не по силами, а второй повторяет самого себя. Пальму первенства в исполнении этой пьесы приходится отдать г-же Этуаль в эпизодической роли Манон де-Лорм.

Там же в разделе Хроника читаем «В театральных сферах ходят слухи, что артист Императорских театров И.Н. Греков снимает на будущий зимний сезон театры в Новочеркасске и Ростове-на_Дону».

«Артист»  1894 №34.

 

«Новочеркасск (от нашего корреспондента).

На основании самых достоверных источников спешу опровергнуть появившееся во многих газетах сообщение о том, что на будущий зимний сезон Новочеркасский театр уже снят бывшим артистом Императорского московского Малого театра г. Грековым. Этого даже и быть не может, потому что новочеркасский театр, по крайней мере при настоящем составе дирекции, совершенно закрыт для какой бы то ни было антрепризы.

Наш театр может быть снят лишь солидными Товариществом под режиссерством более или менее известного в театральном мире своей опытностью артиста. Заявлений о желании снять наш театр от таких артистов-режиссеров получено до настоящего времени (19 янв.) крайне мало. Поэтому мы и спешим довести до сведения всех гг. артистов, могущих составить, надежное Товарищество, что для одного из них готов театр, вполне благоустроенный с хозяйственной стороны и обеспечивающий солидный материальный успех хорошей драматической труппе. Заявления нужно присылать на имя дирекции новочеркасского зимнего театра.

Материальный успех подвизающейся у нас в настоящее время драматической труппы г. Синельникова приближается к своей норме — полный рубль за каждый рубль определенного марками жалованья всех членов Товарищества.

В настоящее время они получили в общем по 70 коп. за рубль номинального жалованья; остается еще последний месяц сезона, который постоянно проходит при почти полных сборах, благодаря частым бенефисам и ансамблю, с которым проходят спектакли уже успевшей сыграться труппы. Кроме этого, у пайщиков новочеркасского Товарищества в запасе еще четырехтысячная субсидия, которая будет разделена между ними пропорционально получаемому им жалованью по окончании зимнего сезона.

Все спектакли, за исключением немногих неудачных (об одном из которых нам пришлось сообщить в декабрьской книжке «Артиста»), проходят с довольно хорошим ансамблем и шумным успехом. Только репертуар оставляет желать лучшего, особенно в праздничные дни, когда у нас ставят по преимуществу разные мелодрамы и пьесы с хлесткими заглавиями, разбиваемыми в афишах еще и на сугубо хлесткие подзаглавия. Бенефисы любимых артистов и артисток привлекают массы публики, которая в таких случаях переполняет театр, так что в партере ставятся кресла, ложи же устраиваются и на сцене, и на месте оркестра, который перемещается в фойе.

 Из мужского персонала наибольшим успехом, пользуются по прежнему г. Рощин-Инсаров, и г. Киселевский. За ними следуют гг. Степанов, Синельников, Михайлов, Шмидтгоф, Казанский, Лихомский, Капитолин, Леонтьев.

Из женского персонала на первом месте мы ставим г-жу Волгину, заслуженно пользующуюся общею любовью публики. Г-жа Синельникова очень симпатична, изящна, на сцене умеет держаться прекрасно; при исполнении своих ролей часто обнаруживает много непритворного чув-ства, играя всегда с выдержкой и тактом.

 Г-жа Коммиссаржевская (ingénue-comique) весьма старательно относится к своим ролям, обладает счастливой внешностью, умелой фразировкой, прекрасными манерами и бойкостью на сцене. Артистка очень молода и служит первый сезон на сцене; нельзя не предсказать ей блестящей будущности. В репертуаре её уже теперь несколько весьма тщательно разученных ролей, которые она исполняет очень хорошо. Эта артистка с голосом, хотя и небольшого диапазона, но довольно симпатичным.

Г-жа Пиунова впервые в настоящем сезоне выступает в ответственном, но неблагодарном амплуа grand dame, с которым она как будто еще не освоилась. Тем не менее видно, что это артистка с большим талантом и сценическим опытом. Г-жа Медведева имеет хороший успех как в чисто комических ролях, так и в ролях с сильным драматическим элементом.

Примечание от редакции. В газете  «Донская речь» появился фельетон с нападками на нашего новочеркасского корреспондента. Тон этого фельетона исключал всякую возможность ответа со стороны нашего журнала. Несмотря на это, наш новочеркасский корреспондент не воздержался от ответа, который напечатал в той же газете, по поводу чего мы не можем не выразить нашего крайнего сожаления. На будущее время мы просим всех наших корреспондентов, желающих возражать местной и прессе, присылать предварительно в нашу редакцию как подлинные статьи, на который они желают возражать, так и текст ответов».

«Артист» 1894 № 41.

 

«Новочеркасск (от нашего корреспондента)

После трехлетнего режиссерства Н.Н. Синельникова дирекция новочеркасского городского зимнего театра не сочла возможным возобновить с ним контракт и на предстоящий сезон, так как не могла согласиться на предложенные им условия.

Дело в том, что г. Синельников снял театр г. Асмолова в г. Ростове-на-Дону и предложил дирекции нашего театра делить свою огромную труппу между обоими соседними городами по месяцам.

Отвергнув это предложение, дирекция новочеркасского театра заключила контракт с артистом П.Л. Скуратовым, поручив ему составить две труппы- драматическую и оперную. Г. Скуратов был у нас режиссером драматической и оперной трупп в сезон 1890-1891гг.

Чуть далее, в рубрике «Хроника» перечисляется состав труппы, набранной Скуратовым: «гг. Бобров (баритон), Гарденин ( тенор), Горский (тенор), Бестрих (бас), Лоренц ( бас и баритоночные партии), Скуратов (любовник-герой), Чернов (резонер), Богданов (комик), Крамской- Сельский ( комик и характерные роли), Двинский (любовник),Ведищев, Пуханов,Шабахин (2-е роли), г-жи Львова (лирическая),Калмыкова (каскадная), Делина (меццо-сопрано),Некрасова (ingénue),  Чекалова (старуха). Суфлер г. Быстролетов. Капельмейстер г. Балкашин-Карский.

Спектакли товарищества под управлением г. Скуратова открылись 7 сентября комедией «таланты и поклонники». 9 сентября поставлена была опера «Трубадур».

«Артист» 1894 год №42.

 

«Новочеркасск (от нашего корреспондента).

 8 сентября пьесой «Таланты и поклонники» открыло свои спектакли в новочеркасском городском зимнем театре Товарищество артистов, сформированное П. Л. Скуратовыми. Состав оперной труппы, как уже знают читатели «Артиста», гораздо малочисленнее состава драматической труппы. Первою оперою, поставленною этою труппою, дирижировали г. Алан; для дирижирования второй и третьей операми приглашен был дирекцией г. Карский. В настоящее же время, как мы слышали, уже заключен контракт с капельмейстером г. Шпачек, приглашенным в Новочеркасска театр.

Недоразумения с дирижерами произошли из-за того, что начальство войскового оркестра с его капельмейстером г. Мострасом нашло обычную поспектакльную плату в 25 рублей, в виду постановки опер и частых репетиций, недостаточною и потребовало увеличения её до 40 рублей за спектакль. Дирекция театра не согласилась на это требованье и поручила г. Энко составить новый оркестр специально для новочеркасского театра. В результате войсковые музыканты остались без заработка, а г. Энко даже не дирижировал оперой. Как и следовало ожидать, драматической труппе приходится положительно бороться с предубеждением и нерасположением публики, не могущей забыть прежней труппы. По крайней мере, такое именно настроение царило в зрительной зале и на сцене на трех первых спектаклях: «Таланты и поклонники», «Как поживешь, таки и прослывешь» и «Каширская старина», привлекших, несмотря на праздничные дни, довольно мало публики. Разбирать игру артистов, выступивших при таких условьях, мы считаем несколько преждевременным. Совсем в другом положении оказывается опера. Новочеркасск никогда не имел постоянной оперной труппы и опер вообще не слыхали уже очень давно, если не считать «Аскольдовой могилы», «Русалки» и  «Демона», который ставились у нас три сезона тому назади опереточной труппой.

Поэтому уже первый спектакль («Трубадур») сделал почти полный сбор, несмотря на бенефисные цены.

 Оперных артистов публика встречала с большими радушием, с большими даже, чем они заслуживали, принимая во внимание разлад с оркестром. Второй спектакль («Фауст») привлек еще больше публики и прошел положительно хорошо. Третий —«Демон» прошел очень слабо и публика осталась сильно разочарованной. Вообще же говоря, оперная труппа составлена для Новочеркасска вполне удовлетворительно.

В корреспонденции, напечатанной  августовской  книге «Артиста», я упомянул о воздвигаемом в Новочеркасске здании для воскресных народных чтений, народной библиотеки и читальни. Одновременно с открытьем читальни в новом здании открываются курсы драматической игры, пения и музыки. Артисты нашего театра П. Л. Скуратов и О. А. Бобров решились основать в Новочеркасске нечто в роде музыкальной школы и, за неимением подходящего помещения, обратились в комиссию по устройству народных чтений, прося об уступке для занятий двух комнат в принадлежащем комиссии здании.

Комиссия, находя цели гг. артистов соответствующими своей основной цели нравственного и эстетического развития жителей г. Новочеркасска как низшего, так и среднего слоев общества, решила предоставлять в распоряжение гг. артистов ежедневно, за исключением праздничных дней, от 4 до 7 часов вечера, две просимые ими комнаты совершенно бесплатно. При этом комиссия постановила, избрав гг. артистов в члены сотрудники своего Общества, просить их содействия в устройстве любительских спектаклей, а также личного участия в концертах, которые комиссия предполагает устраивать время от времени в своем здании для увеличения своих средств и на покрытие расходов. Помимо этих «курсов», в здании для народных чтений по воскресеньям и праздничным дням будет производиться бесплатное обучение всех желающих обоего пола хоровому пению молитв и песен религиозного и патриотического содержания. Учителями приглашены двое из местных регентов церковных хоров».

И в том же номере в разделе «Хроника» читаем:

« (От нашего корреспондента).

У нас постоянная опера. Это новинка в Новочеркасске, и наша публика ею заинтересована. Сезон открылся 9-го сентября «Трубадуром». Даны затем—«Фауст», «Демон». Г-жа Львова — хорошее сопрано, артистка с музыкальной подготовкой, которую приобрела под руководством профессора пения г. Палечека. Г-жа Дедина — меццо-сопрано, молодая певица с симпатичным голосом. Г. Горденин—лирический тенор не без достоинств и певец музыкальный. Г. Бобров—лирический баритон, медальер московской консерватории; голос его, не силен, но приятен и хорошо обработан. Г. Лоренц— способный ученик г. Палечека, весьма сильный баритон для драматических партий с тембром красивым, металлическим. Г. Бестрих—бас, глуховатый по тембру, но недурной певец. Г. Шейн—тоже бас, очень музыкальный компримарий. С таким составом оперы идут гладко.

 В том же номере в рубрике «Факты и слухи» читаем о Новочеркасске: «оперно-драматическое Товарищество под управлением П.Л. Скуратова взяло за первый месяц сезона до 7 000 рублей сбора».

«Артист» 1894 год № 43.

 

«Новочеркасск (от нашего корреспондента).

Ровно месяц со дня открытия спектаклей в нашем театре оперно-драматическое Товарищество г. Скуратова ставило в неделю два раза драму и два раза оперу, причем, последнюю преимущественно в будни, а первую—в праздничные дни. Однако, этот прием не принес желаемого результата, так как театр, несмотря на праздничные дни пустовал более, чем на половину во время драматических представлений. Поэтому Товарищество решило ставить по три раза в неделю оперные спектакли, а драматические—один раз, да  и то, по возможности, усиливая их интерес одноактной оперой, в роде «Паяцев» и «Сельской чести». Но так как, с другой стороны новочеркасская публика совсем не такова, чтобы давать удовлетворительные сборы при повторении и тех же опер, то Товариществу волей неволей приходилось обратиться к оперетке и 17 октября назначена была первая в текущем сезоне оперетка «Цыганский барон». Благодаря тому, что почти все певцы и певицы получают у нас определенное жалованье, все же премьеры и премьерши драматической труппы — марки последним за истекший месяц службы не досталось, как мы  слышали, ровно ничего.

Из Товарищества вышла г-жа Дагмарова, и труппа осталась без драматической премьерши-героини...

Как драматические, так и оперные спектакли, вообще говоря, обставляются у нас прилично.

Не говоря уже о гг. Скуратове и Степанове-давнишних любимцах новочеркасской публики. Хорошею игрою отличаются гг. Богданов, Крамской- Сельский, Чернов, Надлер, г-жи: Некрасова, Кривская, Репникова.

Из оперных же артистов успели приобрести симпатии публики г. Ло- ренс и г-жа Делина. Бывшая вначале и сильно давшая себя почувствовать неладица в оркестре, давно уже устранена после приглашения дирижером г. Гильдебрандта.

До настоящего времени у нас прошли следующие оперы: «Трубадур», «Фауст» (3 раза и в третий раз бенефис г. Боброва), «Демон», «Аида», «Аскольдова могила», «Кармэн», «Жизнь за Царя» (2 раза), «Сельская честь» и «Паяцы»; и следующие драматические пьесы: «Таланты и поклонники», «Уриэл Акоста», «Каширская старина», «Как поживешь, так и прослывешь», «Вольная пташка», «Забубенная головушка», «На пороге великих событий», «Генрих Гейне», «Медведь» и «Женское любопытство» (в бенефис г. Степанова), «Осужденная», «Шиповник» и некоторые другие».

«Артист» 1894 год №44.

 

«Новочеркасск (от нашего корреспондента).

16 ноября состоялся первый спектакль после трехнедельного перерыва. Поставлена была «Русалка» с новой примадонной г-жей Салтыковой-Каминер в заглавной партии. Эта артистка, несмотря на то, что принята была среди сезона, как бы для обновления и улучшения состава труппы, едва ли может назваться ценным приобретением: голос её, весьма небольшого диапазона, не отличается ни свежестью, ни чистотою. Удовлетворительною она показалась нам лишь в партии Сантуццы в «Сельской чести», в «Паяцах» же, «Демоне» и «Русалке» не произвела впечатления. Тенор наш, г. Гарденин, все более и более приобретает симпатии публики. Это певец довольно музыкальный и умелый, с мягким и приятным тенором. К недостаткам его можно, главным образом, отнести однообразие игры, довольно таки шаблонной и ходульной. В партии мельника выступил 1-й наш бас г. Бестрих, участвующий почти во всех операх, но ни в одной не произведший на нас вполне хорошего впечатления. Некоторые отдельные арии, а иной раз даже акты, ему удаются порою, но все портит часто его посещающая склонность к детонированию. В партии Ольги в «Русалке» выступила певица с маленьким, но свежим и чистым сопрано, г-жа Ямпольская. Это совсем неопытная артистка, но песенку свою спела мило, и снисходительная публика заставила ее повторить этот номер.

В бенефис г. Гарденина обещают во второй раз в текущем сезоне «Аиду», причем г-жу Львову в партии Аиды заменит г-жа Салтыкова, а г. Боброва в роли Амонасро—г. Эпазаров. Вслед за гастролями г. Эпазарова состоятся гастроли г. Тартакова, изъявившего уже свое согласие приехать в Новочеркасск. В близком будущем состоится бенефис капельмейстера В. А. Гильдебрандта, который хочет поставить никогда еще не шедшую в нашем городе оперу Чайковскаго «Мазепа».

В прошлой моей корреспонденции, помещенной в октябрьской книге «Артиста» я сообщил, что комиссия по устройству в г. Новочеркасске воскресных народных чтений решила уступать ежедневно от 4 до 7 часов вечера в выстроенном ею здании две комнаты для помещения курсов дра-матической игры, пения и музыки, открываемых нашими артистами гг. Скуратовым и Бобровым. В настоящее время я принужден опровергнуть это мое сообщение. Правление Общества распространения полезных книг постановило, наперекор мнению комиссии, отказать гг. артистам в их просьбе даже без объяснения причин. В том же заседания правлением отклонено было также и ходатайство членов Новочеркасского музыкально - драматического Общества о разрешении ставить в новом здании любительские спектакли. Этим постановлением нанесен последний, надо полагать, смертельный удар музыкальному Обществу, которое теперь уж несомненно должно распасться. Мы слышали, что свой небольшой капитал и театральный инвентарь Общество думает передать той же комиссии по устройству народных чтений. Комиссия же, как уже известно читателям «Артиста» (см. №40) выделила из своей среды лица, которым поручила (на основании своего устава) устраивать в новом здании «концерты и любительские спектакли» для увеличения своих средств и на покрытие расходов.

Таким образом, у нас само собою возникает новое музыкально-драматическое Общество, во главе которого станут новые лица и те из директоров старого, которые пожелают войти в состав членов комиссии».

В газете «Театр и искусство» начала ХХ века рассказывается о выступлениях труппы  Крылова на нашей сцене. И здесь названа фамилия корреспондента. Если прочитать все репортажи, то кажется, что они принадлежат одному человеку. Но это только наши догадки…

«Новочеркасск.

Несмотря на участие в труппе С. И. Крылова таких видных «резонеров», как гг. Каширин и Булатов весьма видную величину в текущем сезоне и по количеству хорошо исполненных им ролей представляет сравнительно еще молодой артист на то же амплуа Ланской-Любимов.

В противоположность режиссеру и комику М. Н. Мартову, г. Ланской-Любимов отличается замечательным умением удачно гримироваться и настолько «приспособляться» манерами и голосом к самым разнообразным  типам исполняемых им ролей, что нередко становится почти неузнаваемым даже для частых посетителей театра. По моему мнению, г. Ланской-Любимов уже в настоящее время способен занять первое место в хорошей провинциальной труппе, тем более, что оканчивающийся сезон несомненно должен был оказать на него огромное благотворное влияние в смысле усовершенствования и приобретения артистической опытности, благодаря драгоценным практическим   урокам художественности в отделке и яркости  изображения характеров, — урокам, которые (volens-nolens) были ему даны гг. Кашириным и Булатовым. По крайней мере, лично я уже заметил большую разницу в игре г. Ланского-Любимова к концу настоящего сезона сравнительно. с его же игрою в течете летнего сезона 1910 года, когда этот артист, занимая первое амплуа в летней труппе того же С. И. Крылова в театре Бабенко нередко «переигрывал», увлекаясь своим темпераментом, а, быть может, и приспособляясь к воображаемым  вкусам «летней» публики.

Амплуа вторых резонеров в труппе занимает г. Рабрин, артист несомненно даровитый, старательный и уже опытный, но несколько грубоватый по манерам и тембру голоса, что, впрочем, зачастую оказывает ему большую услугу при исполнены соответствующих ролей.

Симпатичное и потому весьма благодарное амплуа простаков и отчасти современных неврастеников занимает уже несколько сезонов сряду в труппе С. И. Крылова молодой г. Аркадьев. Говорят, что на будущий сезон он уже приглашен в московский театр Корша; но, откровенно в моих глазах артист этот еще далеко не оправдал  надежд и во многих ролях пока не пошел далее трафаретного изображения и без того однообразных типов этого амплуа. У него имеется и темперамент, и подходящие манеры, наружность простака, послушный голос,—но нет самого драгоценного—художественной простоты, тонкой отделки. Слишком часто в игре его чувствуется недостаточная продуманность, не всегда удачная импровизация...

Видное амплуа характерных ролей пшютов, дегенератов, неврастеников и грубых фатов тоже уже несколько сезонов с успехом занимает у нас г. Зарницын, — но в дополнение к моим прежним отзывам о нем я могу лишь сказать, что художественной яркости и красочности его игры, к чему он несомненно стремится, по-прежнему мешает излишняя развязность, увлекающая этого молодого артиста порою к неизящному переигрыванию, а иной раз даже к  каррикатурности.

Относительно ветерана нашей сцены А. Е. Петрова, готовящегося скоро праздновать 50-летний юбилей своей службы на русской сцене, мне нечего сказать, кроме лишь того, что на юбилейном  спектакле С. И. Крылова он один в роли Фирса («Вишневый сад») был во всех отношениях безупречен, чего, к сожалению, по тем или иным основаниям нельзя сказать в полной мере ни о ком из остальных исполнителей. Помимо того, что подобные роли давным давно - специальность г. Петрова, — на этот раз он, ви­димо, был в особо приподнятом настроены духа и играл с большим чувством и подъемом.

Обращаясь к оценке игры молодых артистов на вторые и третьи роли гг. Зацепину, Зорину, я, к сожалению, должен сознаться, что, благодаря незначительности поручаемых им ролей, до сих пор не имел возможности составить себе определенное мнение о характере и размерах их дарований и могу отметить лишь их несомненную старательность и некоторые намеки на продуманность игры даже почти «выходных ролей». Но и при этом мне прихо­дится оговориться: именно эта старательность и понятное стремление во что бы то ни стало хоть немного выдвинуться (не в упрек и не во гнев будь им сказано!), при моло­дой горячности и малой опытности названных артистов, ставит их иной раз, вопреки всякому желанию с их стороны, в несколько комичное положение.

Об остальных неупоминаемых артистах, мне уже совсем нечего сказать.

29 января в зале городского клуба при двухтысячном сборе с успехом прошел концерт г-жи Плевицкой».

Матов.

Чуть ранее, в 1910 году тот же Матов сообщал:

«Итоги сезона. С.И. Крылов заработал 6 000 руб.

«По провинции.

Новочеркасск. С 15 апреля в Новом театре открывается сезон театра миниатюр «Chat noir». Главный режиссер и заведующий художественной частью Я. Должинский». ( в том же номере)

В заключение хочу отметить, что нас потрясло разнообразие и количество постановок спектаклей в городе. Действительно, Новочеркасск являлся культурной столицей Дона.

Сегодня я познакомила вас с наиболее интересными репортажами о театральной жизни Новочеркасска. В отделе имеются  документы, касающиеся постройки здания Новочеркасского театра. Листы рекламы того времени позволяют сделать вывод, что в городе имелся не один театр, а несколько, в том числе и летний. Периодически их здания и  инвентарь сдавались в аренду.

Кстати, интересующихся историей театров города Ростова-на-Дону можем порадовать также большим количеством уникальнейших документов.

Любителей театра приглашаем к нам в отдел по адресу:

г. Новочеркасск, ул. Буденновская 141. т.24-34-90.

Ирина Касаркина зав. Центром по работе с книжными памятниками ЦБ им. Пушкина

 

 

 


Threesome