ЛИСТАЯ ПРОШЛОГО СТРАНИЦЫ…


Работа сотрудника отдела дореволюционной литературы в чем-то  похожа на работу археолога - никогда не знаешь, что ждет тебя на следующей странице, какое открытие. Так и сейчас, перелистывая журнал  «Всемирная иллюстрация» за 1874 год №14, внезапно увидели заметку, которая будет интересна нашим краеведам и любителям истории столицы Войска Донского.

«8 июня прибывшая в Петербург из Новочеркасска депутация от казаков Земли Войска Донского поднесла  бывшему наказному атаману, генерал-адъютанту М.И. Черткову, адрес и роскошный серебряный ларец работы московского фабриканта Овчинникова.

В адресе исчислены заслуги, оказанные войску его бывшим атаманом в течение 6 летнего управления Донской землей. В ларце - одной из удачливых работ талантливого фабриканта были положены два альбома, наполненными фотографическими карточками. Ларец покоится на большом пъедестале, выступающие углы которого украшены четырьмя эмлематическими группами.

На первой из них изображенный казак, окруженный орудиями и продуктами земледелия точит косу.

На второй –казак, вынувший из Дона вершу, наполненную рыбой (рыболовство).

На третьей - Донцы, занимающиеся закупоркой бутылок (виноделие).

Наконец, на четвертой –казак, ведущий кобылу с сосуном на водопой (коневодство).

С лицевой стороны ларца - герб Чертковых, у подножия которого лежит гетманская голова. На перевязи начертано «1868-74» - года служения Михаила Ивановича Черткова. На противоположной стороне под сенью знамен и войсковых значков помещается герб Земли Войска Донского, а несколько ниже войсковая печать. Крыша ларца украшена артистической фигурой всадника: молодой донец с пикой наперевес перепрыгивает через дерево.

Рисунок и лепка фигур этого ларца, поднесенного депутацией М.И. Черткову принадлежит инициативе наших скульпторов гг. Бровского и Жуковского. Все фигуры отличаются замечательной типичностью и баснословно верной отделкой мельчайших подробностей, начиная с донского скакуна под верхней фигурой казака и кончая деталями угловых групп. Ансамбль ласкает глаз правильностью размеров, мастерским расположением украшений».

В «раскопках» участвовали Лебедева В.И. и Касаркина И.П.

 

Источник «Всемирная иллюстрация» 1874 №14. – С.214.


Threesome