Парадные залы Центральной городской библиотеки им.А.С.Пушкина (бывшее Офицерское собрание) 

В здание бывшего Офицерского собрания библиотека переехала с приходом Советской власти в 1920 г. Построенное для Донского казачьего войска в 1890 году (об этом говорит дата, запечатленная в лепнине на потолке Большого зала), оно было действительно уникальным.

 

 

Донское военное собрание было утверждено в 1890 г. О его цели и задачах очень подробно было описано в справочной книге «Новочеркасск за 1896 год» (Краснов Б.В. Новочеркасск за 1896 год: справочная книга с приложением плана города. – Новочеркасск, 1896. – С.36).

Оно должно было сблизить общество военных офицеров, поддерживать товарищеские отношения, повышать военное образование. И, наконец, доставить офицерам развлечение в свободное от службы время, и вообще удешевить жизнь офицера. Для этого в Офицерском собрании предусматривались не только фехтовальный и гимнастический залы, библиотека, шахматная комната, но и офицерская столовая, буфет. А также предусматривалось открыть в нижнем этаже мастерские для обмундирования (сейчас там располагается абонементный отдел) и лавки со всевозможными продуктами и припасами (ныне помещение детской библиотеки). Для всех этих целей и служило роскошное помещение Офицерского собрания с прекрасной обстановкой, построенное в 1890 г.

Автором проекта постройки был гражданский инженер Василий Иванович Зуев. Он родился в 1856 г., учился в Санкт-Петербурге в классической гимназии. Затем поступил в институт гражданских инженеров. Работал в Петербурге, в Ростове. С 1884 г. перешел в военное министерство, получил назначение в Новочеркасск, был главным инженером города и зав. водопроводом. Построил в Ростове здание общественных бань и театр на 1 тыс. чел. В Новочеркасске им спроектированы здание Мариинского Донского института благородных девиц (ныне НГМА) и Военное (офицерское) собрание.

 

Здание бывшего офицерского собрания – одна из наиболее значительных построек Новочеркасска конца XIX века. Окончательный облик оно приобрело в результате перестройки дома и появления пристройки на купленном рядом участке на пересечении улиц Московской и Комитетской. Покупка дома с местом, перестройка, обстановка стоили Войску Донскому около 200 тыс. рублей.

 

Здание построено в характерном для архитектуры XVII-XIX вв. стиле классицизм, которому присущи строгие формы фасадов и декоративные лепные и железные украшения, закругленные окна.

Фасад здания выдержан в строгом стиле. Его украшают закругленные арочные формы окон; определенную стройность вытянутому фасаду придают вертикальные прямоугольники (лопатки), которые расположены поэтажно, соответствуют центральной оси фасада и углам здания.

Первый этаж был служебного характера. Архитектурно он был задуман как опора, второго – парадного – этажа.

Эту парадность и торжественность подчеркивает оформление главного входа. Тамбур (часть вестибюля между внутренними и внешними дверями) облицован ореховым деревом. Массивная дверь украшена резьбой карниза

Вход как бы делит второй этаж на две части. Первая – это актовый (парадный) зал, зимний сад, расположенный вдоль зала со стороны двора (ныне информационно-библиографический отдел) и две гостиные (юго-восточная часть здания) и две служебные комнаты (северный торец). Основа первой зоны – конечно же, парадный зал.

Парадный зал (его называли Сборный зал) был предназначен для торжеств и собраний. Его облик определила военная символика.

В простенках между окнами – лепные украшения военной тематики – оружие, гербы, знамена донских станиц, казачьих полков.

В центре на плафоне – лепная круглая розетка, по ее сторонам симметрично расположены гербы Войска Донского и дата основания Военного собрания – 1890 г. (картуши с датой). Здесь была центральная люстра, которая не сохранилась.

В свое время этот зал называли еще «двусветный», в силу того, что он имеет высоту в два этажа и освещается с одной стороны окнами обоих этажей. Этот зал богат многими историческими событиями. Здесь встречали Императора Николая II. В нем проводили совещания по набору в белые партизанские отряды в годы гражданской войны. Не менее интересные события проходят в современном отрестав­рированном «двухсветном» зале и в наши дни.

Зал сообщался со всеми гостиными и рабочими помещениями здания, и кроме того, соединялся с зимним садом нишами – аркадой, т.е. рядом одинаковых арок (теперь они закрыты).

 Зал сообщался со всеми гостиными и рабочими помещениями здания, и кроме того, соединялся с зимним садом нишами – аркадой, т.е. рядом одинаковых арок (теперь они закрыты).

 

Над входной (центральной) дверью расположен прямоугольный балкон с тремя арочными проемами двери и окон. Балкон опирается на чугунные литые столбы и украшен фигурной решеткой.

 

Здание как бы видится трехэтажным, но в то же время фасад со стороны ул. Комитетской над четырьмя последними окнами не имеет третьего этажа. Это вносит асимметрию и незавершенность в строгий облик здания.

Первый этаж был служебного характера. Архитектурно он был задуман как опора второго - парадного - этажа.

Эту парадность и торжественность подчеркивает оформление главного входа. Тамбур (часть вестибюля между внутренними и внешними дверями) облицован ореховым деревом. Массивная дверь украшена резьбой карниза.

 

На потолочном плафоне вестибюля изображены в лепнине ордена – награды Войска Донского за доблестную службу. Выступающие балки перекрытий украшают вставки в виде женской головки в диадеме. Судя по всему, это изображение сарматской царицы, чисто донская деталь. В 1884 году, когда строили новочеркасский водопровод, раскопали древний курган Хохлач (пересечение ул. Галины Петровой и пр.Баклановского).

В насыпи кургана было найдено множество древних изделий из золота и драгоценных камней. Но среди этих сокровищ удивление и восхищение вызвала диадема сарматской царицы (женский головной убор в виде обруча) из листового золота, украшенная золотыми фигурками священных животных (оленей и козлов), драгоценными камнями. А в центре диадемы находился поясный бюст женщины, вырезанный из двухцветного аметиста, причем так искусно, что более темная часть камня пришлась на место прически, а на более светлой вырезаны лицо и шея. Это было древнее захоронение сарматской  царицы. Интерес к этой находке не угас и сегодня (копия находится в Музее Донского казачества, оригинал – в Эрмитаже). Видимо, находка поразила воображение архитектора здания и нашла свое воплощение в украшении Офицерского собрания, как напоминание потомкам о загадках донской истории.

 

Поднимаясь по широкой мраморной лестнице на второй этаж, мы проходим мимо большого зеркала венецианского стекла, которое украшает площадку между двумя маршами лестницы.

 

Вход как бы делит второй этаж на две части. Первая – это актовый (парадный) зал, зимний сад, расположенный вдоль зала со стороны двора (ныне информационно-библиографический отдел) и две гостиные (юго-восточная часть здания) и две служебные комнаты (северный торец). Основа первой зоны – конечно же, парадный зал.

Парадный зал (его называли Сборный зал) был предназначен для торжеств и собраний. Его облик определила военная символика.

В простенках между окнами – лепные украшения военной тематики – оружие, гербы, знамена донских станиц, казачьих полков.

В центре на плафоне – лепная круглая розетка, по ее сторонам симметрично расположены гербы Войска Донского и дата основания Военного собрания – 1890 г. (картуши с датой). Здесь была центральная люстра, которая не сохранилась. 

 

В углах плафона в высоком рельефе выполнена женская голова в шлеме и доспехах. Это изображение греческой богини Афины – покровительницы воинов. По античной традиции она изображена в виде суровой девы в шлеме и доспехах, но вместо положенных меча и копья фигуру венчает изображение чисто донского оружия – казачьих сабель. Такая вольная трактовка строгого стиля классицизма стала возможной только в самобытном донском обществе.

 

Балкон в зале поддерживают кронштейны в виде гераклов – тоже образ античной мифологии, прижившийся в архитектуре классицизма. Двери балкона и балясины из орехового дерева, но сегодня оно скрыто под слоями краски.

 

В свое время этот зал называли еще «двусветный», в силу того, что он имеет высоту в два этажа и освещается с одной стороны окнами обоих этажей. Этот зал богат многими историческими событиями. Здесь встречали Императора Николая II. В нем проводили совещания по набору в белые партизанские отряды в годы гражданской войны. Не менее интересные события проходят в современном отрестав­рированном «двухсветном» зале и в наши дни/

Зал сообщался со всеми гостиными и рабочими помещениями здания, и кроме того, соединялся с зимним садом нишами – аркадой, т.е. рядом одинаковых арок (теперь они закрыты).

Гостиные украшены лепниной и пышно задекорированы каминами.

 

 

Одну из таких гостиных сейчас так и называют – «Каминный зал». Мало кто знает, что он имел до революции иное название – Атаманская комната.

 

Вот как описывает в своих воспоминаниях кадет И.Фомин встречу 5 декабря 1914 года с Императо­ром Николаем II в здании военного собрания: «Государь встал из-за стола. Толпа офицеров окружила его тесным кольцом. Вся группа медленно движется через зал, направляясь в, так называемую, Атаманскую комнату. Комната эта со светло голубыми обоями, цвета мундира лейб-гвардии Атаманского полка. На стенах висят портреты и фото­графии Наследника Цесаревича и Атаманов» (Донской Императора Александра III кадететский корпус. 1883-1933. / Под ред. М.К. Бугураева, - Мадрид, 1973. – С.488).

 

Пройдя через фойе (ныне зал каталогов), мы попадаем во вторую часть здания – это помещения, расположенные анфиладой вдоль фасада с ул.Московской. Это было помещение для отдыха и встреч с друзьями.

 

Декоративные украшения в этом зале частично утрачены. Сохранились лишь декоративные вставки в форме женской головки в диадеме. Из фойе на третий этаж ведет деревянная ореховая лестница, декорированная прямоугольными кессонами, украшенная полуфигурками в виде сфинксов.

Во времена Военного собрания здесь располагались библиотека, комнаты для занятий, фехтовальный зал, гимнастический зал. Сейчас здесь разместились отделы комплектования, книгохранения, краеведческий отдел  библиотеки.

В офицерскую столовую из фойе можно пройти по переходной галерее, которая расположена прямо над тамбуром первого этажа. Она отделана балясинами орехового дерева. С галереи открывается вид в вестибюль. 

Во времена Военного собрания здесь располагались библиотека, комнаты для занятий, фехтовальный зал, гимнастический зал. Сейчас здесь разместились отделы комплектования, книгохранения, краеведческий отдел  библиотеки.

В офицерскую столовую из фойе можно пройти по переходной галерее, которая расположена прямо над тамбуром первого этажа. Она отделана балясинами орехового дерева. С галереи открывается вид в вестибюль.

 

Лепные украшения офицерской столовой (сегодня это читальный зал) подтверждают назначение этого зала. В растительный орнамент гирлянд на платформе вплетены формы фруктов, дичи, рыбы, раков.

 

Чугунные литые колонны поддерживают выступающую балку и делят зал на две части.

 

На стене офицерской столовой – две художественные скульптурные вставки в виде изображения древнегреческого бога войны Ареса. На щитах можно увидеть герб Войска Донского – олень, пронзенный стрелой, и печать – казак, сидящий на бочке.

 

Итак, здание Офицерского собрания было передано библиотеке в 1920 г.. С тех пор никакой значительной перепланировки не было. Залы были оснащены лишь необходимым для библиотеки оборудованием.

 


Написать комментарий



Threesome