Мы все пассажиры одного корабля по имени Земля

экологический эрудион для учащихся 9-10 классов

 

Разработала библиотекарь 1 категории

библиотеки им. М.А. Шолохова

Ячменникова Н.В.

 

Оформление: плакаты и рисунки учащихся на экологические темы, выставка «Я природой живу и дышу»; два стола с табличками – названиями команд «Радуга» и «Родник», на столах – листочки с заданиями; стол для жюри; живые цветы, три комнатных растения (хлорофитум, плющ, узамбарская фиалка).

Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск с видеофильмом.

 

Библиотекарь 1: Наша библиотека каждый год в апреле проводит уроки экологии. И это не случайно. Ведь апрель – это месяц международных экологических праздников: 1 апреля (Всемирный день птиц), 4 апреля (Всемирный день животных), 15 апреля (Международный день экологических знаний), 22 апреля (Международный день Земли и Марш парков), 24 апреля (День защиты прав животных). А на нашей донской земле период с 21 марта по 1 июня  - это Дни защиты от экологической опасности.

Мы живем на прекрасной и удивительной планете. Посмотрите, как красива наша земля.

 

Просмотр видеофильма.

 

Вот в таком прекрасном мире мы живем. Человек не просто созерцатель природы. Как и все живые организмы, человек ее составная часть. «Мы все пассажиры одного корабля по имени Земля», - когда-то сказал Антуан Сент-Экзюпери.

В человеке биологически заложена потребность общения с природой. Природа дает нам не только пищу, жилье, одежду, но она и лечит нас, позволяет снять стресс и нормализует работу нервной системы, способствует интеллектуальному развитию.

 

Библиотекарь 2. Но нашей прекрасной планете, миру, в котором мы живем, угрожает реальная опасность. Уже ни для кого не секрет, что воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, продукты, которыми мы питаемся, не соответствуют тому, чтобы укрепить наш организм, поднять настроение и уверить нас в завтрашнем дне. Чернобыльская катастрофа, гибель Арала, аварии нефтяных танкеров в морях, отравленные ядовитыми стоками промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязненный воздух – такова реальная картина сегодняшнего дня. Мы содрогаемся от этих ужасных фактов преступной травли и убийства природы. Уже во второй половине 20 века сложившееся на Земле положение ученые определили как экологический кризис. И нет более важной задачи, чем поиск путей выхода из этого кризиса. Природа сама уже не может залечить нанесенные ей раны. Без помощи человека ей не обойтись.

 

Библиотекарь 1: Природа нуждается в нашей помощи. Каждый из нас может ей помочь. Но для этого нужны экологические знания. Наша встреча – это маленький вклад в общее дело. Сегодня у вас есть возможность не только узнать что-то новое, но и показать свою эрудицию. А чтобы занятие прошло более интересно разобьемся на две команды: «Родник» и «Радуга». Команда, которая наберет большее количество баллов за правильные ответы, станет лидером и получит приз.

 

Библиотекарь 2. Вопрос командам. Почему ситуация экологической катастрофы сложилась именно в 20 веке? (Ответы оценивать по пятибальной шкале. 5 баллов за наиболее подробный ответ.)

 

Ответ: В 20 веке произошел бурный рост промышленности. Человек активно вторгся в естественные процессы всех оболочек Земли: добывал миллионы тон полезных ископаемых, потреблял тысячи гектаров леса, загрязнял воды морей и рек. Воздействие шума, вибрация, электромагнитное излучение, применение химических удобрений, а также недостаточная очистка сточных вод и выхлопных газов, отсутствие утилизации отходов – все это в совокупности привело к экологическому кризису.

 

Библиотекарь 1: К сожалению, развитие промышленности, которое должно улучшать нашу жизнь, одновременно создает много проблем. Подсчитано, что больше всего атмосферу загрязняют теплоэлектростанции, металлургические и нефтехимические предприятия, автотранспорт (91 %).

Дым, который они сбрасывают в атмосферу, состоит из мельчайших частиц углерода, нефти, жира, микроскопических частиц металлов, их оксидов, смеси оксидов углерода и азота, серного ангидрида и серной кислоты, производных фтора, частиц кремнезема, известняка.

Когда много сернистого газа попадает в воздух, это грозит большой бедой. Возле крупных теплоэлектростанций и металлургических заводов, погибает всякая растительность, земля превращается в мертвую зону. В этом виноваты «кислотные дожди». Содержащиеся в воздухе ядовитые вещества отравляют домашний скот, убивают растения – леса, фруктовые сады. В больших городах повышается число людей с заболеванием верхних дыхательных путей (бронхиальная астма, эмфизема).

 

Библиотекарь 1: Загрязнение автотранспортом – тоже одно из наиболее опасных для здоровья человека, т.к. выхлопные газы поступают в приземный слой воздуха, откуда рассеивание их затруднено, к тому же здания жилых кварталов, примыкающие непосредственно к автомагистрали, служат экраном для улавливания загрязнителей. Именно поэтому не рекомендует собирать лекарственные растения, грибы и ягоды вдоль дорог.

 

Библиотекарь 2: В разные периоды мировой истории люди пытались защитить окружающую среду от загрязнения.

 

Например, 500 лет до нашей эры в Афинах был издан эдикт (указ):

 

«Для сохранения окружающей нас природы и нашего здравого духа:

 

1. запрещается выбрасывать мусор на улицы;

2. по желанию утилизировать мусор в удобрение на свое благо;

3. мусорщикам сбрасывать отходы не ближе чем за милю от города;

4. организовывать свалку только в специальном месте.

 

Этот эдикт вводится с сегодняшнего дня для всех граждан Афин.

В случае неповиновения указу – смертная казнь!»

 

А в России в начале 18 столетия царь Петр выдвинул целую природоохранную программу. Одним из самых замечательных был указ царя об охране леса. Мудрый царь велел разделить все леса на две категории: в одних разрешил производить лесозаготовки, а в других запретил и приказал строго охранять их. Предусматривались также посадки новых лесов.

По указу Петра I в 1706 г. в Москве был заложен так называемый аптекарский огород. По преданию, царь собственноручно посадил в нем несколько деревьев. Теперь этот огород известен как Ботанический сад Московского Государственного Университета на проспекте Мира.

Позаботился царь и об охране животных. Его указы запрещали отстрел лосей в Санкт-Петербургской губернии, а также хищнический способ ловли рыбы - установку ловушек, перегораживающих реку.

Предприняты были меры по сохранению чистоты водоемов. Указом 1719 года жителям Петербурга запрещалось сваливать мусор в Неву и другие реки города. За нарушение указа предусматривалось телесное наказание. «Бить батогами нещадно» - гласил указ.

Еще несколько указов предписывали укреплять берега и сохранять почвенный покров.

 

Задание командам. Самим привести примеры защиты окружающей среды в мировой истории. (Каждая историческая справка – 5 баллов).

 

Библиотекарь 1: В 20 веке человечество делало попытки изменить ситуацию и спасти природу. Благодаря ООН было организовано две международные экологические конференции. Вторая конференция, которая состоялась в 1992 в Рио-де–Жанейро, приняла программу «Повестка дня на 21 век». В утверждении этой программы участвовали представители 179 стран. В программе были указаны направления деятельности человека, которые приведут к достижению высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира.

В РФ было принято несколько экологических законов:

  • закон «Об охране окружающей природной среды»,
  • закон «Об особо охраняемых природных территориях»,
  • закон «О животном мире»,
  • Водный и Лесной кодексы.

 

За экологические преступления сейчас не применяют смертную казнь и физическое наказание, но уголовное наказание существует – ст. 223 УКРФ.

 

Библиотекарь 2: Большое внимание в законе «Об охране окружающей природной среды» уделено «Экологическому просвещению» (Разд. 9, стр. 73-77). Недаром говорят: «Знания – сила!». А экологические знания в наше время не просто сила, а возникшая необходимость. В экологических знаниях и просвещенности заключается здоровье наше и будущих поколений, наше благополучие. Осуществляется экологическое просвещение населения через средства массовой информации, музеи, библиотеки, лектории, экологические организации, которых в России действует более 1000, которые объединяют людей для благородной работы.

Предмет «экология» введен в программу средней и высшей школы. В наше время, люди, принимающие ответственные технические решения и не владеющие при этом основами естественных наук, становятся социально опасными для общества. Многие из уже произошедших катастроф связаны с малограмотностью технических руководителей.

 

Библиотекарь 1: Очень важно, чтобы люди любой профессии обладали необходимыми экологическими знаниями.

 

Задание командамПровести конкурс «Что можно сделать?» 

Первое задание конкурса. Как, будучи представителем данной профессии, можно помогать природе? Команда «Радуга» даст экологические советы водителям транспорта. А команда «Родник» проведет дискуссию на тему «Что может сделать школьный учитель для охраны природы?». (Количество заработанных баллов соответствует количеству советов и предположений).

 

Ответы.

 

Профессия «шофер»

 

Что может сделать водитель автотранспорта для сохранения экологии?

 

  1. Во время стоянки лучше не оставлять мотор включенным, т.к. автомобиль выбрасывает выхлопные газы (за сутки до 20 кг).

 

  1.  Отработанные масла и жидкости нужно утилизировать в специально отведенных местах.

 

  1. Отработанные фильтры, покрышки, аккумуляторы не выбрасывать куда попало, не складывать в мусорные баки, а оставлять в специально отведенных для этого местах.

 

  1. Металлические детали машин, которые уже нельзя починить сдать в металлолом.

 

  1.  Использовать бензин не любого качества, а со специальными добавками, которые снижают токсичность выхлопных газов и т.д.

 

Профессия «учитель»

 

Что может сделать учитель для сохранения экологии?

 

  1.  Проводить уроки экологии.
  2. Организовать субботник по уборке мусора.
  3.  Организовать сбор макулатуры или металлолома.
  4. Организовать конкурс рисунков по экологии.
  5.  Организовать экологическую акцию и т.д.

 

Второе задание конкурса. Рассказать, об экологической работе, которая проводится в вашей школе. Если вам нечего рассказать, подумайте, что вы знаете об опыте других школ, и что можно было бы организовать у вас. (Ответы оценивать по пятибальной шкале).

 

Третье задание конкурса? Если бы я был президентом, то для охраны окружающей среды я бы сделал …

(Количество баллов соответствует количеству предложений. За наиболее интересные предложения давать 2 балла).

 

Библиотекарь 2. Вы, молодое поколение, хотите жить в гармонии с природой, в чистом городе, чтобы, проходя по улице, вдыхать запахи цветов, а не запахи гниющих помоек. Поэтому нужно сделать все, чтобы помочь природе.

Внести свой вклад в решение экологических проблем может каждый человек. Для этого нужно: экономно расходовать электроэнергию и воду; экономить бумагу; пользоваться продукцией, сделанной из вторичного сырья; не приобретать сувениры и изделия, для изготовления которых уничтожаются редкие виды животных и растений. А в рамках акции можно сделать конкретное полезное дело: взять под свою опеку родники и озера, участок леса или рощи около родного города; провести акции по уборке мусора; посадить деревья и кустарники; можно заменить у себя дома лампы на энергосберегающие, поставить пружины на двери подъездов в своем доме; сделать и развесить плакаты и аншлаги с призывами беречь природу и приумножать ее богатства.

Каждый из нас может внести свой вклад в охрану окружающей среды.

Во-первых, нужно вести себя аккуратно в гостях у природы и не оставлять такой картины, под впечатлением которой у поэта родились такие строки:

Все так изрезано в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели, ни сосны.                                                                                                                

Березу ножиком пырнул

Какой то живоглот.

 

Мне кажется, из-под коры

Моя слеза течет,

От этой черствости людской

Болит душа моя,

Под искалеченным дубком

Не ветер стонет – я.

Вот муравейник подожжен

Кощунственной рукой.

Мне кажется не он,

А дом пылает мой.

Ушли, обидев красоту,

Смутив лесной уют.

Не услыхав, что за спиной

Все листья слезы льют.

 

Бывая на природе, помните, что вы у нее в гостях и надо уважать хозяев. Разрушить все легко, и не надо на это много времени, а вот восстановить все порой невозможно. Чаще вспоминайте такие слова: «ХОЧЕШЬ ИЗМЕНИТЬ МИР – НАЧНИ С СЕБЯ».

 

Задание командам. Ситуативные задачи на тему «Как вести себя на природе?». (За правильный ответ - 1 балл).

 

  1. Группа туристов-новичков остановилась в лесу на обед, и разожгли костер. Когда туристы уходили, пошел сильный дождь. Руководитель группы сказал, что костер можно не тушить. Какую ошибку он допустил?
  2. Однажды школьники отправились в поход. На привале двое ребят обнаружили полянку необычных цветов. Они стали рвать их, чтобы показать другим детям. Можно ли так делать?
  3. Группа студентов организовала пикник на окраине леса. Домой они решили идти налегке, поэтому пустые стеклянные бутылки из-под пепси оставили в траве. Какие последствия могут произойти в результате их необдуманного поступка? (Может возникнуть пожар).
  4. Вы увидели гнездо птицы. Как правильно себя вести? (Не вытаптывать траву у гнезда, не трогать яйца, не брать в руки птенцов).
  5. Траву косить надо от середины луга к краям. Почему? (Чтобы птицы и звери могли убежать).
  6. Почему (особенно весной и в начале лета) нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных жителей и они покидают свои гнезда и норы).

Библиотекарь 1. Во-вторых, чтобы внести свой посильный вклад в дело охраны природы, совсем не обязательно выезжать в лес, к реке, в поле. Природными ресурсами мы пользуемся постоянно и везде. Домашнее хозяйство – это тоже потребление природных ресурсов и, изменив его в экологическую сторону, каждый из нас способен изменить ситуацию на планете к лучшему, особенно если будет действовать не в одиночку, а сумеет приобщить к своему новому поведению друзей и знакомых. Как домашнее хозяйство влияет на экологию? Рассмотрим на примере воды. Мы потребляем много воды, в среднем 300 литров в день. Но нам необходимо выпивать лишь около 5 литров чистой воды, все остальное расходуется на другие бытовые нужды. А ведь на каждый литр воды, проходящий через кран, затрачены большие ресурсы. Вполне реально каждому сократить потребление воды на 20 %.

 

Задание для команд. Как сэкономить воду? Предложите свои способы экономии воды. (Количество баллов соответствует количеству предложенных способов).

 

Например, при мытье в ванне расходуется 150-180 литров, а если принимать душ, воды требуется в три раза меньше. А еще можно пользоваться стаканом для полоскания рта при чистке зубов, мыть посуду не под струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой, обязательно устранить течи в кранах и других сантехнических приборах. Так за год вы можете сэкономить целое озеро диаметром 200 м и глубиной 2 м.

 

Библиотекарь 2. В-третьих, чтобы помочь природе, нужно правильно утилизировать мусор. Если собрать весь мусор, то вырастет гора высотой с Эльбрус (более 5000 м). Откуда берется мусор? Его производит сам человек, вся созданная человеком промышленность производит сначала продукты пользования, которые затем становятся мусором. Есть продукты длительного потребления – автомашины, телевизоры, холодильники, велосипеды и т.д. А есть те, что используются от года до пяти лет. Это обувь, одежда, предметы домашнего обихода. Но есть и то, что используется неделю, месяц, а иногда всего один день. Это электролампочки, тюбики с зубной пастой и т.п.

Многие виды мусора становятся серьезной проблемой для окружающей среды. Например, батарейки, пластмассы, автомобильные аккумуляторы. Попадая в природную среду, они начинают выделять ядовитые вещества, которые попадают в реки и грунтовые воды. Попав на свалки, многие химические соединения, из которых и состоит мусор, например, полиэтилен или пластик, разлагаются крайне медленно, а при сжигании выделяют в атмосферу диоксины – ядовитые вещества.

 

Помните!

  1. Брошенная бумага будет лежать более двух лет.
  2. Консервная банка – более 30-и лет.
  3. Полиэтиленовый пакет – более 200 лет.
  4. Стекло – более 1000 лет.

 

Мы можем помочь природе, если уменьшим количество отходов? Как это сделать? Надо отказаться от ненужного потребления. Вместо одноразовых предметов применять более долговечные, ремонтировать старые, но пригодные вещи, передавать нуждающимся те вещи, которыми вы не пользуетесь. Обязательно необходимо сдавать в переработку металл и бумагу, это поможет также сохранить энергию, которой при вторичной переработке тратится намного меньше.

Пищевые и садовые отходы – прекрасный материал для приготовления компоста, который можно использовать на садовом участке и для комнатных растений. Сократите расход полиэтиленовых пакетов. Иногда их можно использовать повторно. 5-6 полиэтиленовых пакетов в неделю, не отправленных в мусорный бачок, означает 55 неистраченных литров нефти в год, что на 150 кг в год сокращает выбросы углекислого газа, создающего парниковый эффект. При покупке товара выбирайте товар в многоразовой упаковке, подлежащей переработке. Обращайте внимание на маркировку товара. Сейчас появились знаки, говорящие об опасности товара для окружающей среды, старайтесь избегать покупки таких товаров. И самое главное: не разбрасываться мусором. Для утилизации мусора – твердых бытовых отходов (ТБО) существуют специальные полигоны, но для  того, мусор туда попал, его надо собрать в специально установленный контейнер.

Да, 21 век – век пластика! Мы не представляем уже кетчуп без бутылки, суп без пакетика, мороженое без упаковки. А куда сейчас без пластика? Это же удобная, легкая, небьющаяся упаковка, да еще и биологически неактивная!

Не весь пластик безопасен. Большинство пластика изготавливается из поливинилхлорида. Полихлорвинил обладает способностью проникать в продукты питания, а затем в организм человека. При разложении полихлорвинила выделяются диоксины – самые опасные вещества. Если на пластиковой упаковке и бутылке стоит маркировочный знак, тройка в треугольнике – это значит, что в состав пластика входит полихлорвинил. И от такой покупки необходимо отказаться. Определить качество пластиковой бутылки можно еще таким простым способом. Если надавить на пластиковую бутылку ногтем и на ней будет полоса, то это пластмасса низкосортная.

 

Задание командам. Ответить на вопросы и обосновать ответ. (Каждый правильный ответ – 1 балл).

 

С точки зрения экологии

1. Какая упаковка лучше бумажная или полиэтиленовая?

2. В каких бутылках лучше покупать напитки - в стеклянных или пластиковых?

3. Что лучше купить - 1 пол-литровую банку йогурта или 5 маленьких стаканчиков?

4. Почему лучше употреблять консервы в стеклянной таре? (При хранении банки окисляются, и в продукты поступают свинец и другие окислы металлов).

5. Что лучше: сжигать мусор или перерабатывать его?

6. Почему нельзя выбрасывать батарейки в мусорное ведро?

 

Библиотекарь 1. В-четвертых, экологически благоприятную среду создают растения. Домашние растения очищают воздух. В светлое время дня они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Как в биологии называется этот процесс? (вопрос для аудитории).

Ответ. Фотосинтез.

 

Задание командам. Перед вами три комнатных растения. Вспомните их названия и поставьте цветы в порядке уменьшения их способности к фотосинтезу. (За каждый правильный ответ – 1 балл).

 

Ответы.

 

  1. Хлорофитум.
  2. Плющ.
  3. Узамбарская фиалка.

Чемпионом по эффективности очистки воздуха является хлорофитум: за 24 часа он освежает воздух более эффективно, чем специальные устройства. Ненамного уступают ему плющ.

Кроме участия в фотосинтезе эти цветы имеют и другие полезные свойства. Хлорофитум поглощает формальдегид. Плющ – формальдегид, бензол и трихлорэтилен. Фиалки облегчают энергетику атмосферы. Благодаря этому люди в доме будут меньше болеть.

Хорошо, если вы украсите свою квартиру, дом или комнату домашними растениями. Но следует иметь в виду, что даже полезные комнатные растения выделяют кислород только днем, а ночью наоборот, поглощают его. Поэтому не размещайте в спальне много цветов, особенно возле кровати.

 

 

Библиотекарь 2. В-пятых, чтобы помочь природе, мало сочувствия ко всему живому, нужны конкретные практические действия.

В нашем городе есть Отделение экологического казачьего молодежного отряда «Вольный ветер». Ребята из этого отряда привели в порядок родник, который находится на окраине хутора Малый Мишкин, неподалеку от железнодорожной насыпи. Этот источник редкой в наше время чистой воды пользуется широкой известностью и заслуженной популярностью среди новочеркасцев и жителей близлежащих поселений. К роднику народная тропа не зарастает. В любое время  года находится немало желающих запастись чистой и, как некоторые считают даже целебной водой из этого ключа. Оборотная сторона популярности – большое количество мусора, которым усеяны окрестности родника. Далеко не все. Кто пользуется этим щедрым даром природы, ведут себя, как положено цивилизованным людям. Но есть у родника и верные друзья. Это ребята из экологического казачьего молодежного отряда «Вольный ветер», который работает при школе № 12. Ребята собрали около полутора десятков больших мешков разного мусора. Саму тумбу, из которой бьет вода, почистили и покрасили белой краской. Инструментом всем необходимым их обеспечили казаки станицы «Верхняя». У отряда «Вольный ветер» это далеко не первая акция. Ребята участвовали в акции по сбору пластиковых отходов, убирали казачьи захоронения на старом кладбище, убирали памятники, работали в роще.

Библиотекарь 1. Объединившись с соседями, друзьями вы можете преобразовать свой микрорайон и свой город. В этом году с 28 марта в Новочеркасске объявлены  Дни древонасаждений. Среди наиболее активно участвующих - городские школы и детские сады. Несмотря на прохладную погоду, дети вместе с взрослыми вкапывали в лунки, заранее привезенные молодые липки, поливали их, учились ухаживать за молодыми деревьями. В рамках Дней древонасаждений запланировано, централизовано высадить 470 деревьев. Решение о высадке деревьев на закрытых территориях школ и детских садов принято не случайно.  За каждым деревом  будут закрепляться классы, группы или отдельные ученики.

Библиотекарь 2.  Два года назад группа жителей Новочеркасска обратилась к губернатору Ростовской области с просьбой провести восстановление рощи. Роща «Красная весна» - единственный в нашем городе полноценный лесной парк, имеющий статус государственного памятника природы. Долгие годы в бюджете города не находилось средств на ее благоустройства и территория рощи была сильно запущенной.  Губернатор дал распоряжение Административной инспекции Ростовской области взять дело под свой контроль. В 2014-2015 годах силами Администрации Новочеркасска на территории рощи были проведены масштабные мероприятия по очистке мусора, произведена вырезка аварийных  и больных деревьев. Установлены две спортивные и детская игровая площадки, лавочки, урны, смонтировано уличное освещение, заасфальтированы пешеходные дорожки, проведена реконструкция входной площадки на центральную алею и мемориала воинам-интернационалистам. Роща похорошела, благоустроилась. Заброшенная территория превратилась в удобный ландшафт, где могут играть дети, заниматься спортом взрослые, и отдыхать на лавочках пожилые люди.

Мы многое можем сделать для экологии, если не будем равнодушными.

 

Библиотекарь 1. Есть золотое правило морали (правило доброго поведения): относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. В наше время, когда возникли тяжелые экологические проблемы, нужно по-новому относиться к природе. Поэтому золотое правило морали следует дополнить. Не только к людям, но и к природе нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы она относилась к тебе. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.

Библиотекарь 2. А теперь подошло время подвести итоги.

(Жюри объявляет команду-победителя экологического эрудиона).

От всей души поздравляем победителей и вручаем приз - прекрасный цветок (цветущая узамбарская фиалка), который украсит ваш класс.

 

Использованная литература.

 

Барабанова Г.В. Страницы родной природы [Текст]: сценарий с элементами викторины / Г.В. Барабанова // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 11. – С. 68-71.

Бударина В.А. Жить согласно с природой... [Текст] / В.А. Бударина // Читаем, учимся, играем. - 2006. - № 11. - С. 76-80.

Бударина В.А. Кислород – газ для дыхания и огня [Текст] / В.А. Бударина // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 5. – С. 76-80.

Бударина В.А. Я дышу, а значит, я живу [Текст]: экологический вечер / В.А. Бударина // Читаем, учимся, играем. – 2007. - № 6. – С.97-103.

Буканова М.С. Живая планета [Текст] / М. С. Буканова // Читаем, учимся, играем. - 2004. - № 8. - С. 37-41.

Гагин Д. Роща благоустроена: убедитесь сами! [Текст] / Дмитрий Гагин // Новочеркасские ведомости. – 2015. – 1-7 апреля (№ 12) – С. 7.

Гагин Д. Растите деревца!: В Новочеркасске проведен День древонасаждения [Текст] / Дмитрий Гагин // Новочеркасские ведомости. – 2015. – 1-7 апреля (№ 12) – С. 5.

Горячева Л.А. Земля - планета людей [Текст]: урок по экологии / Л. А. Горячева // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 8. - С. 105 - 109.

Гуринова М.М. Я иду по лесу [Текст]: конкурсно-игровая программа / М. М. Гуринова // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 10. - С. 95 - 105.

Давыдова М.А. Источник жизни [Текст]: сценарий / М. А. Давыдова // Читаем, учимся, играем. - 2011. - № 1. - С. 102 - 104.

Камакин О.Н. Классный час для 5-8 классов «Домашняя экология» [Текст] // Классный руководитель. – 2006. - № 3. – С. 122-124.

Костецкая Т.В. Экологический аукцион, посвященный Дню экологических знаний [Текст] // Классный руководитель. – 2012. - № 7. – С. 87-94.

Курганова П.А., Дикусар Т.В. Сценарий экологической акции «Пластиковый бум» [Текст] // Классный руководитель. – 2012. - № 7. – С. 95-99.

Лисичкин Г.В. Будущее человечества, или преодолим ли самый страшный кризис [Текст] // Домашний лицей. – 2001. - № 1. – С. 17-26.

Мартынов М. Живи, родник, живи! [Текст] // Новочеркасские ведомости. – 2013. - 10-16 апреля (№ 15) – С. 21.

Смирнова Т.К., Наумова Г.В. Сценарий выступления агитбригады «Транспорт мегаполиса» [Текст] // Классный руководитель. – 2012. - № 7. – С. 83-87.

Тюнина Н.С. Экологическое ассорти [Текст] // Классный руководитель. – 2008. - № 3. – С. 121-130.

Шарапова Т.И. Берегите землю, берегите! [Текст]: викторина / Т.И. Шарапова / Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 9. – С. 88-91.

Энциклопедия для детей.  Т. 19. Экология [Текст] / Гл. ред.  В. Володин. – М.: Аванта+, 2004. – С. 5-9.: ил.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология [Текст] / Авт.-сост. А.Е. Чижевский. – М.: АСТ, 2001. - С. 2-9, 385-387.: ил.