Праздник «Сказочник датского королевства»

Для детей 8-9 лет 

Оформление:

Книжная выставка с портретом Г.Х.Андерсена

Детские рисунки по сказкам Г.Х.Андерсена

Воздушные шары

Понадобятся:

Горошина

Подушечка

Игрушечная или нарисованная  и вырезанная из картона ласточка

Чашка с водой

Зерна

Сухие листья и трава

Голубая накидка на кресло

Оловянная ложка

2 комплекта картонных букв «В е ч н о с т ь»

маленькие и размером А 5

Действующие лица:

Ведущий

Снежная королева

Дюймовочка

Кай

Принцесса

Принц

Король

Королева

 

 

Ведущий: Дорогие ребята! Я рада вас приветствовать в стенах нашей библиотеки. По традиции во время весенних каникул в нашей стране проходит Неделя детской книги. Мы с вами  отпразднуем сегодня это событие.

Наш праздник я хочу начать с истории, которая произошла в одной датской гимназии два века назад. Один школьный учитель сказал своему ученику: “Вы глупый юноша, и из вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто никогда не будет читать Ваши сочинения! Их будут скупать старьевщики. О, вы ещё у меня поплачете, верзила вы этакий!” Ученик слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный. В ту пору ему уже стукнуло 17 лет, и среди гимназистов-второклашек он и, правда, выглядел нелепо. И всё же злой учитель ошибался. Как его звали, никто теперь не помнит. А непутевого ученика знают и любят дети и взрослые всего мира. Имя его Ганс Христиан Андерсен.

2 апреля  исполняется 211 лет. со дня рождения.

А почему я не слышу аплодисментов нашему имениннику? И не вижу ваших улыбок? А ведь ученые уже давно доказали, что улыбка продлевает жизнь ровно на пять минут! Поэтому, пожалуйста, повернитесь друг к другу и улыбнитесь. И хорошее настроение на сегодняшний день вам обеспечено!

Х.К.Андерсен родился 2 апреля 1805 года в семье сапожника в небольшом датском городке Оденсе. Мальчик рос в нищете: спал в маленькой каморке, заставленной верстаками и инструментами для башмачного ремесла. Но родители заботились о сыне. В свободное от работы время отец читал сыну книжки, мастерил игрушки, рисовал картинки. Мать следила за тем, чтобы мальчик был всегда сыт, причесан, чисто одет. Была у Ганса Христиана и  любящая бабушка, которая каждый день забегала к Андерсенам, чтоб поглядеть на внука, чем-нибудь побаловать его, часто она приносила мальчику букетики цветов из сада, за которым она присматривала. Рано потеряв отца, Андерсен уезжает в большой город, столицу Дании – Копенгаген

И началась его жизнь в столице. В 17 лет он поступает в гимназию и сидит за партой с учениками двенадцати лет. Юношу дразнят, унижают, оскорбляют. Издеваются над его внешностью. Ведь будущий писатель  был очень некрасив собой. В дальнейшем Андерсен поступает в университет. Он пишет стихи, пьесы, романы. Но истинная слава пришла к Андерсену, когда он начал писать сказки. Ганс Христиан становится известным на весь мир. Талант писателя  завоевал сердца не только детей, но  и взрослых.

Однажды в одной маленькой гостинице в Великобритании путешественник забыл свою тросточку. Хозяин гостиницы привязал к ней записку «Датскому писателю Гансу Христиану Андерсену» и отослал на почту. Почта приняла посылку и доставила адресату. Потому, что уже весь мир знал этого необыкновенного человека.

 Более 160-ти сказок написал великий сказочник за свою жизнь. В жизни он был добрым и наивным, искренним и щедрым. Андерсена знал и уважал сам король.

Как-то писателю нужно было выступить перед королем. Понадобился фрак – а его у Андерсена не было, пришлось занять у приятеля. Фрак оказался мал и прямо на глазах у публики начал расползаться по швам. Андерсен был человеком достаточно нервным – он смутился, снял фрак и бросил его на пол. Зал стал хохотать. Так вот, в этот миг положение спас король: он встал и тоже снял свой мундир. Зал сразу притих, и через мгновение все тоже стали стаскивать с себя фраки-смокинги и оказались в белых рубашках. После чего король сказал Андерсену: «Продолжайте, пожалуйста!»

 В личной жизни Андерсен был очень несчастен. У него не было семьи, не было детей, не было даже своего дома. Последние пятнадцать лет Ганс Христиан жил в семье знакомых, в которой его очень любили. Видимо, из-за несчастливой личной жизни многие сказки у него грустные. Помните, «Гадкий утенок» или «Стойкий, оловянный  солдатик» ? Умер Андерсен, когда ему было 55 лет. «На похороны пришли бедняки и знать, студенты и иностранные послы, министры и даже сам король Дании. Казалось, что все жители Копенгагена собрались проститься с любимым сказочником» писала одна из местных газет.

Сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок Датского писателя.

Когда слышишь имя Ганса Христиана Андерсена, то перед глазами возникают любимые сказочные герои: бесстрашная девочка Герда, идущая в ледяное царство, чтобы освободить мальчика Кая от волшебных чар Снежной королевы; трудолюбивая и добрая Дюймовочка, стойкий оловянный солдатик.

Итак, мы с вами уже в сказке. В цветочный горшок посадили ячменное зернышко. Из него вырос чудесный цветок. Когда он распустился, в нем оказалась крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, ростом с дюйм или с палец. Ее назвали Дюймовочкой. (Прочесть начало сказки). У знаменитого русского композитора Петра Ильича Чайковского есть песня «Мой Лизочек». Давайте послушаем ее. (Дети слушают 2-3 куплета песни). Не кажется ли вам,  что она о нашей Дюймовочке.

 Много трудностей выпало на долю девочки после того, как старая гадкая жаба принесла Дюймовочку  к своему сынку, чтобы женить его на ней. Давайте попробуем вспомнить героев этой сказки.

  • .Кто унес девочку  на дерево? (Майский жук).
  • Кто сказал: «Ты можешь жить у меня всю зиму. Только убирай хорошенько мои комнаты да рассказывай мне сказки. Я до них большая охотница.». (Полевая мышь)
  • Кто совсем не любил солнца? (Крот)
  • Кого Дюймовочка спасла от гибели? (Замерзшую ласточку)
  • Кто надел золотую корону на голову Дюймовочке. И спросил как ее зовут и не хочет ли она стать его женой? (Король эльфов ).

Вот так радостно заканчивается сказка о маленькой храброй девочке. А сейчас я предлагаю перевоплотиться в героев этой доброй сказки, пожить немного их жизнью. На столе лежит ласточка (игрушечная или нарисованная и вырезанная из картона), рядом сухая трава, листья, зерна и  вода. Выходит Дюймовочка.

 Ведущий читает сказку, начиная от слов « В самой середине галереи лежала мертвая ласточка» и до слов «Всю зиму прожила тут ласточка, и Дюймовочка ухаживала за ней». (Девочка, исполняющая роль Дюймовочки, укрывает птичку, кормит и поит ее, разговаривает с ней)

Ведущий: Ну, вот я думаю, после такого заботливого ухода она обязательно запоет.

 А сейчас мы с вами отправимся в следующую сказку. У меня в руках старая ложка. Отгадайте, о какой сказке пойдет речь? Если дети не вспомнили, зачитать начало сказки «Стойкий оловянный солдатик». «Было когда-то 25 оловянных солдатиков. Родных братьев по матери - старой оловянной ложки». (Дети называют сказку). Сейчас мы проверим, знаете ли вы эту сказку. Вы должны дать ответы на вопросы.

  • Сколько всего было солдатиков? (25)
  • Почему у стойкого оловянного солдатика была только одна нога? (не хватило олова на вторую ногу)
  • Кто потребовал у него паспорт, когда солдатик плыл в бумажной лодочке по ручью? (крыса)
  • Где оказался наш герой, когда кухарка вытащила его из рыбьего живота? (В доме, в который его принесли из магазине в подарок мальчику)
  • Что случилось с солдатиком и бумажной балериной в  конце сказки? (они сгорели в печке)

Ведущий: Правда, печально заканчивается сказка? А вы хотели бы, чтобы она закончилась по – другому? Тогда вам надо немного пофантазировать и придумать другой конец. (Ребята предлагают свои версии окончания сказки).

Ведущий: Молодцы, вы обладаете настоящим литературным талантом!

В сказке есть еще один персонаж, живущий в табакерке. В разных переводах его называют по- разному: тролль, бука, черт. Это фантастическое уродливое существо, которое всем вредит. Возможно, что это он был виновником всех несчастий оловянного солдатика. Чтобы злой бука больше не смог никому навредить мы должны доказать, что прочитали много сказок знаменитого сказочника. Ведь трудно победить того, кто много знает. Итак, я называю первое слово названия сказки, а вы должны его закончить:

 

  • Снежная               (королева)
  • Принцесса          (на горошине)
  • Оле                      (Лукойе)
  • Стойкий              (оловянный солдатик)
  • Новое                  (платье короля)
  • Гадкий                (утенок)
  • Дикие                  ( лебеди)

Ведущий:  Молодцы, ребята,  теперь нам не страшен никакой тролль или бука!

Ну,а теперь сказка о принце и принцессе. Помните, как она называется? Мы поиграем сейчас с вами в сказку «Принцесса на горошине».

Жил-был принц. Он мечтал жениться на настоящей принцессе. Но никак не мог ее найти. Все сомневался: а вдруг она не настоящая. Однажды во время сильной грозы в дверь замка, в котором жил принц со своими родителями- королем и королевой- постучали. (раздается стук в дверь) Старый король пошел отворять. На пороге стояла принцесса. Она была вся мокрая и продрогшая. (Входит принцесса).

Принцесса: впустите меня, я та, которую ищет ваш сын-принц.

Королева: Ну, уж это мы узнаем! (За спиной у принцессы кладет на стул горошину и накрывает ее подушечкой)

Королева: :«Садитесь, пожалуйста, дорогая принцесса! (Принцесса садится на стул).

Принц: Как вы себя чувствуете, принцесса?

Принцесса: Ах, не спрашивайте! Очень дурно! Как будто сижу на каком-то булыжнике! Пожалуй, я лучше постою?

Ведущий: А в сказке тебе удалось почувствовать горошину?

Принцесса: Конечно! Я не уснула ни на минуту, все мое тело было покрыто синяками.

Принц: Матушка, теперь я вполне уверен, что это самая настоящая принцесса.

Королева: Ну, что ж значит можно и свадьбу справлять. Только настоящая принцесса может быть такой чувствительной и нежной.

Ведущий: Пожелаем принцессе на горошине всего доброго.

 

И еще одна очень  любимая и известная сказка.

«Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина. Глаза ее сияли как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. Поцелуй ее был холоднее льда, пронизывая сердце насквозь и делая его ледяным. Скажите о ком эти слова?  Правильно, о Снежной королеве. А вспомните имена еще двух  главных героев этой сказки.( Дети отвечают) Правильно, Герда и Кай.

В кресло садится Снежная королева.

Снежная королева: «Если Кай составит из льдинок слово «Вечность» он станет сам себе господин. Я подарю ему весь мир. И пару новых коньков. Но ему никогда не удастся выполнить мое задание. Он навсегда останется в ледяном королевстве». (Кай пытается собрать  слово). Дети должны помочь ему. Берут по большой картонной букве и становятся в ряд, составляя слово «Вечность». Затем поворачивают каждую букву обратной стороной. Получается фраза «Спешите делать добро». Дети читают ее хором.

Ведущий: В этой сказке конец хороший Добро побеждает зло. А наше путешествие подошло к концу. Но я хочу, чтобы вы всю жизнь не расставались с добрыми героями книг Ганса Христиана Андерсена и почаще вспоминали слова замечательного волшебника: «Сказки и истории скрываются в мыслях, подобно семени, которому нужен только свежий ветерок, солнечный луч , капля росы, и они становятся цветами.» Так пусть же мысли ваши будут светлыми, а поступки благородными , как у героев всеми любимых сказок.

Звучит песня «Мой Лизочек».

 

Литература

Андерсен Г.Х. Сказки. - М.: «Издательство Астрель», 2004

Бузулева Л.А. В волшебном мире.//Читаем , учимся, играем.-2005.- № 1.-с.38-40.

Нестерова ВЕ. Потапова С.Ю. Любимые сказки Андерсена //Читаем, учимся, играем. – 2008.--№1.-с.6-8.

 

Бундюкова А.