«Весёлые строчки для небольших человечков».

Сценарий  Литературного часа, посвящённого  А.Л. Барто для младшего возраста 

Подготовительная работа: оформление книжной выставки, портрет А.Барто, проектор, экран, мультипликационный фильм «Снегирь», песня «Любитель – рыболов», карточки с загадками.

Ведущий 1:Стихи Агнии Барто в нашей жизни с детства. Ну, кто не помнит стихотворение «Наша Таня громко плачет…» или «Уронили мишку на пол…», «Я люблю свою лошадку…». С самого раннего детства все помнят эти стихи. Стихи Агнии Барто переведены на все языки народов России и многие иностранные языки.

Ведущий 2:Агния Львовна родилась в Москве 17 февраля 1906 года. Здесь училась и выросла. Как она сама о себе говорила: «Первое впечатление моего детства – высокий голос шарманки за окном. Я долго мечтала ходить по дворам и крутить ручку шарманки, чтобы из всех окон выглядывали люди, привлечённые музыкой».

Ведущий 1:Самым главным слушателем и критиком её творчества был отец Лев Николаевич Валов, ветеринарный врач. Он очень любил читать, знал наизусть почти все басни Крылова, выше всех писателей ставил Льва Толстого. Когда Агния была совсем маленькой, он подарил ей книгу под названием «Как живёт и работает Лев Николаевич Толстой». С помощью этой и других серьёзных книг, без букваря, отец обучил Агнию читать. Он требовательно следил за ней, учил «правильно» писать стихи, то есть строго соблюдать определённый размер стихотворения. Но маленькую Агнию в ту пору больше привлекал балет, она мечтала стать танцовщицей. Отец определил дочь в московское хореографическое училище, но и там Агния продолжала сочинять стихи. Училище было успешно закончено, но балериной она не стала. Прошло несколько лет, и Агния  поняла, что поэзия для неё важнее. И в 1925 году, ей тогда было всего 19 лет, вышла в свет её первая книжка. Весёлые стихи очень понравились читателям. Сначала вышли «Девочка - рёвушка» и «Девочка - чумазая», за ними появились книги «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка – воришка». Её стихи посвящены маленьким детям, примерно четырёх-восьми лет, которые с удовольствием слушают их, потому что в этих стихах узнают себя и свои проделки. В 1934 г. Барто напечатала сборник сатирических стихов «Мальчик наоброт».

Ведущий 2:Агнию Барто часто можно было увидеть среди ребят. Обычно она посещала те школы, где её не знали в лицо. Спросит разрешения у директора и отправится на урок. Но однажды дети «разоблачили» Агнию Львовну.

- Вы в гороно работаете? – спросила её соседка по парте.

-Да, - смущённо ответила писательница.

-А я вас  по телевизору видела. Вы тогда Агнией Барто работали…

С того дня Агния Львовна с большой неохотой соглашалась выступать по телевидению. Не хотела, чтобы её узнавали. Встречалась она со своими читателями и в детских библиотеках. Часто, приезжая на выступление, Агния Барто предлагала: - Я прочту лишь первую строчку, а вы сами продолжите остальное. Не было случая, чтобы ребята не вспомнили стихотворение.

Ведущая 1:Энергичная, темпераментная, стремительная, яркая Агния Львовна успевала всегда и всюду. И её хватало на всё. На стихи, прежде всего – на них. На переводы. На пьесы. На бесконечные встречи со своими читателями в школах, детских садах, интернатах, библиотеках. На частые выступления на самых разных писательских и совсем не писательских конференциях и съездах. У неё есть несколько сценариев для кинофильмов. Это «Подкидыш» (совместно с Риной Зелёной), «Слон и верёвочка», «Алёша Птицын вырабатывает характер», «Чёрный котёнок», «Десять тысяч мальчиков». (Ребята смотрят мультфильм «Снегирь».) Все эти фильмы очень нравятся детям и взрослым, а многие фразы маленьких героев стали крылатыми. Многие стихотворения Агнии Барто стали песнями: «Любитель – рыболов», «Лёшенька, Лёшенька», «Полезная коза» и др. (Ребята слушают песню «Любитель-рыбалов».

Ведущий 2:С началом войны Барто пыталась попасть на фронт, но вынуждена была уехать в глубокий тыл, в Свердловск, нынешний Екатеринбург. Там она прожила до 1942 г. и всё это время продолжала работать. Агния Львовна начинает выступать по радио, в детских домах, печатает военные стихи, статьи, очерки в газетах. Конец войны – радость Победы смешалось с личным горем: в мае 1945 г. на московской улице случайно погиб её 15 – летний сын Гарик.

Ведущий 1:С 1964 по 1973 год негромкий, спокойный голос Агнии Барто можно было услышать по радио. Она вела передачу «Найти человека». Ей удалось соединить 927 семей, а началась эта работа в 1947 году, когда была напечатана поэма «Звенигород». Эту поэму написала Агния Барто, когда работала в детском доме для детей-сирот, где отображена забота о детях, которых война осиротила, а страна усыновила.

Чтец: Раскинулся Звенигород

Над Москвой-рекой.

Звенигород – не пригород,

А город есть такой.

Новый двухэтажный

На пригорке дом,

Тридцать юных граждан

Проживают в нём.

…Тридцать братьев и сестёр –

Шумное семейство.

…Дочки тут и сыновья.

Что же это за семья?

Ведущий 2:Часто люди, потерявшие семьи, не помнили ничего о родных, не знали своего настоящего имени и года рождения, но сохранили отрывочные воспоминания о детстве. Попытки использовать мелочи, детали, которые сохранила человеческая память, для поисков, пропавших родных, легли в основу радиопередачи «Найти человека». Позже Агния Барто написала об этом книгу. С самого начала в стихах поэтессы переплелись две линии; лирическая и сатирическая. В стихах для детей она смеётся над тем, что и невесело, и нерадостно. Барто любит давать имена своим героям – у неё почти нет безымянных девочек и мальчиков, у неё  действуют «индивидуальности», часто их имена крепко связаны с их характерами. Такова, например, «Леночка с букетом», которая не учится, а только выступает с приветствиями.

Чтец:…Третий год зимой и летом

Появляется с букетом:

То придёт на юбилей,

То на съезд учителей.

…Говорит спокойно Лена:

- Завтра двойку получу –

У меня районный пленум,

Я приветствие учу.

Ведущий 1:Автор знает, что у ребёнка всё ещё впереди, и он может избавиться от своих слабостей и временных недостатков. Как бы ни были малы герои её стихов, Агния Барто приучает их к тому, что они во всю меру своих сил и возможностей должны заботиться и о себе, и об окружающих, а не перекладывать этот труд на плечи других. Она внушает, как стыдно быть лентяем, бездельником, лежебокой, какой оказалась маленькая Танюша, которая только обещает работать, а сама после целого дня безделья, вздохнув, говорит:

- Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу… («Помощница»)

Ведущий 2:Ничего не даётся без труда, упорства и терпения. И, прочитав об этом стихи, понимаешь: мало мечтать о том, кем ты хочешь стать в будущем, что ты хочешь завоевать в жизни. Для этого надо много учиться и трудиться. И думать, тоже не помешает.

«Думай, Вовка, думай!» - сам себя подстёгивает маленький герой стихотворения. Даже пятилетняя Вовкина сестра Маруся заражается этим стремлением старшего брата. И ей уже интересно, «во сколько дней ум становится умней?».

Чтец: Этот Вовка, вот чудак!

Он сидит угрюмый,

Сам себе твердит он так:

«Думай, Вовка, думай!»

Заберётся на чердак

Или мчится, вот чудак,

В дальний угол сада;

Сам себе твердит он так:

«Думать, думать надо!»

Он считает, что от дум

У него мужает ум.

А Маруся, ей пять лет,

Просит Вовку дать совет

И сказать: во сколько дней

Ум становится умней?    («Думай, думай…»)

Ведущий 1:Когда вы читаете стихи Агнии Львовны Барто, то понимаете, что думать зовёт каждое её стихотворение, неважно, к кому оно обращено, весёлое оно или грустное, высмеивает или говорит о том, что достойно похвалы, восхищения и подражания.

Есть у Агнии Львовны ещё одна необычная книга. Называется она «Переводы с детского». А. Барто побывала во многих странах, и отовсюду привозила стихи «невеликих поэтов» - так она  в шутку их называла. «Переводы с детского». Это стихи Агнии Барто, написанные от имени детей, встреченных ею во время этих поездок.

         Ведущий 2:Вопрос о школе, где учат писать стихи, задал однажды известной писательнице Агнии Барто мальчик – первоклассник. Она ответила: «Сколько живу, а школы такой не встречала. Училась я в самой обыкновенной московской школе. Там же и стихи писать начала. Ещё в младших классах. Серьёзные это были стихи – о влюблённых принцах! И лишь потом, когда стала постарше, написала для школьной стенгазеты весёлые стихи о своих подружках. Они читали и громко смеялись, словно я не о них, а о ком-то другом сочинила эти эпиграммы…»

         Ведущий 1:Ярче всего талант поэта проявился в весёлых стихах. Агния Барто прекрасно понимала, что смех – самая короткая дорожка к сердцу человека, особенно – небольшого. И никогда не упускала случая воспользоваться ею. А потому весёлая простота и свежесть её стихов заставляет даже самых серьёзных и хмурых забыть хотя бы на время эту свою хвалёную серьёзность.

         Да и как не улыбнуться, например, читая исповедь великого страдальца, который ради покупки снегиря готов претерпеть любые, даже самые невыносимые мучения:

Чтец: До чего же я старался!

Я с девчонками не дрался…

Как увижу я девчонку,

Погрожу ей кулаком.

И скорей иду в сторонку,

Будто я с ней не знаком…

Ведущий 2:В течение всей своей творческой жизни она активно занималась общественной деятельностью, была членом Международной ассоциации детских писателей и лауреатом медали Андерсена, проводила международный конкурс детского рисунка.

Агния Львовна считала, что постоянное общение со слушателями обогатило её. И это действительно так: её стихотворения как будто обращены к самым сокровенным чувствам и переживаниям.          Всю жизнь посвятила Агния Барто детской поэзии и оставила нам много замечательных стихотворений.  Умерла поэтесса в возрасте 75 лет в 1981 году.

Ведущий 1:А сейчас ребята отправимся в путешествие, которое пройдёт по страницам весёлых стихотворений, Агнии Львовны Барто. Итак, когда вы были совсем маленькими, ваши мамы, папы, бабушки читали вам коротенькие стишки, которые называются игрушки. Давайте их вспомним.

                                      Кроссворд.

По вертикали:

  1. Его уронили на пол, ему оторвали лапу… (Мишка)
  2. « Кто кататься не привык – опрокинул…(грузовик)»
    1. « Матросская шапка, верёвка в руке. Тяну я … по быстрой реке».  (Кораблик.)
    2. На ней верхом поеду в гости. (Лошадка.)
    3. Доска кончается – сейчас он упадёт… (Бычок.)
    4. «Наша Таня громко плачет: уронила в речку… (Мячик.)»
    5. Все уснули, только он не хочет спать… (Слон.)
    6. Его бросила хозяйка… (Зайка.)

По горизонтали:

  1. «На парад идёт отряд. Барабанщик очень рад». Как называется это стихотворение? (Барабан.)
    1. Мы его построим сами, понесёмся над лесами… (Самолёт.)
    2. Он заблудится в саду – я в траве его найду. (Козлёнок.)

 

Следующее задание: нужно сказать про кого идёт речь, как называется стихотворение.

 

  • Видят – девочка стоит

Очень странная на вид:

Нос распух, что свёкла,

Платье всё промокло.  (Девочка - рёвушка.)

 

  • Громко девочка кричала,

Как увидела мочалу,

Цапалась, как кошка:

- Не трогайте ладошки!

Они не будут белые:

Они же загорелые.-

А ладошки –то отмылись.  (Грязнуля. «Девочка чумазая».)

 

  • Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла. (Лентяйка. «Помощница».)

 

  • Тронь её нечаянно,

Сразу:- караул!

Ольга Николаевна,

Он меня толкнул!  (Ябеда. «Сонечка».)

 

  • Окапывали вишни.

Сергей сказал:- Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят –

Я напрасно вышел в сад. (Лентяй. «Я лишний»,)

 

  • Что делать с Алексеем?

Он до того рассеян!

Он ворота школьные

Принял за футбольные. («Что делать с Алексеем».)

 

  • Ах, как занят этот Петя!

Целый час ломал часы

И на мамином портрете

Подрисовывал усы.  (« Песенка про Петю».)

 

Звучит стихотворение « Три очка за старичка»

Чтец:  Стоит Лариса у доски,

Девчонка в пышной юбке,

И переводит на очки

Хорошие поступки.

За помощь маме – два очка,

За помощь брату малышу

Очко Никитину пишу,

А Горчакову три очка –

Водил он в гости старичка.

За это мало трёх очков! –

Кричит Андрюша Горчаков

И вскакивает с лавки.

Три очка за старичка?!

Я требую прибавки!

Я с ним провёл почти полдня,

Он полюбить успел меня.

Стоит Лариса у доски,

Любовь кладёт на счёты

И переводит на очки

Вниманье и заботы.

А две подружки в стороне

Ворчат, надувши губки:

И трёх очков не дали мне

За добрые поступки!

И я не этого ждала,

Когда купала братца,

Тогда за добрые дела

Совсем не стоит браться!

Стоит Лариса у доски,

Девчонка в пышной юбке,

И переводит на очки

Хорошие поступки.

Ох, даже слушать тяжело,

Не верится, ребята,

Что за сердечное тепло

Нужна кому – то плата.

А если плата вам нужна,

Тогда поступку грош цена!

 

Как вы думаете, права Агния Барто в этом стихотворении? (Ответы детей.) А вы совершаете добрые поступки? (Ответы ребят.)

 

А сейчас мы с вами поиграем в слова.

 

Скажите погромче

Слово «гром» -

(Ребята повторяют.)

Грохочет слово,

Словно гром.

Скажи потише:

«Шесть мышат» -

(Ребята повторяют.)

И сразу мыши зашуршат.

Скажи: «Кукушка на суку» -

(Ребята повторяют)

Тебе послышится «Ку–ку».

А скажешь слово

«Листопад»

(Ребята повторяют)

И листья падают,

Летят,

И, словно наяву,

Ты видишь осень;

Жёлтый сад

И мокрую траву.

(Ребята повторяют)

Скажи «родник»

(Ребята повторяют)

И вот возник,

Бежит в зелёной чаще

Весёлый ключ журчащий.

Мы и родник зовём ключом

(Ключ от дверей здесь ни причём.)

Литература:

  1. Антология русской детской литературы. Том 1 / ред. Группа: М. Аксёнова, Л. Поликовская и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 624 с.
  2. Я познаю мир. Литература: Дет. Энцикл./Авт. – сост. Н.В. Чудакова; Худож. А.В. Кардашук, Е.В.Гальдяева. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001. – 446с.
  3. Писатели нашего детства. 100 имён. Биографический словарь в 3 частях. Ч.1. – М.: Либерея, 1999. – 432с.
  4. Барто А.Л. Собрание сочинений: В 4-х т. – М.: Худож. Лит., 1984. – 430 с.
  5. Алымова Н. А. «Стихи, написанные для детей, должны быть неистощимо молоды» / Н. А. Алымова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2009. - №11. – С.13 – 15.

Подготовила и провела: Задачина Наталья Владимировна, Главный библиотекарь библиотеки имени М.А. Шолохова


Threesome