Учись у героев Отчизну любить

Сценарий урока мужества для 9-10 классов

 

Оформление: На экране фоновая заставка «С Днем Героев России»; выставка «Мы постоим за Русь святую!»: книги, газетные и журнальные статьи о героях, символы России, портреты знаменитых полководцев, букет красных гвоздик.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск с видеофильмом и слайдами.

(Звучит увертюра к опере М.И. Глинки «Иван Сусанин»)

Библиотекарь (1): Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас в стенах нашей библиотеки. Сегодня наша страна отмечает День Героев России. Эта памятная дата была установлена в 2007 году.

Библиотекарь (2): Традиции отмечать этот праздник в России заложены после того, как 26 ноября 1769 года императрица Екатерина II учредила высшую воинскую награду – Орден Святого Георгия Победоносца. В дореволюционной России не было более чтимой награды для офицера, чем белый крест ордена Святого Георгия Победоносца. Человека, получившего такую награду, называли георгиевским кавалером. Видеофильм, который мы с вами сейчас увидим, расскажет вам историю возникновения этого праздника.

 

(Просмотр видеофильма «История праздника георгиевских кавалеров»)

 

Библиотекарь (1): В настоящее время орден Святого Георгия Победоносца снова является самой чтимой наградой в России.  После 84 –летнего забвения этот орден снова приобрел свой статут. В 2008 году российские офицеры за проведение миротворческой деятельности в Южной Осетии получили первые ордена Святого Георгия.

В День Героев России наша страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации.

Библиотекарь (2): Всем нам хотелось бы жить в мире, совершенно свободном от войн и насилия. Но, к сожалению, в мире много военных опасностей, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.

Библиотекарь (1): Во все времена все народы защищали свою страну, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. Воин живет в каждом из нас. Рядом с отцами, дедами и старшими братьями мужают повзрослевшие дети, становятся солдатами, защитниками Отечества.

Ученик (1): Россия!
Не искать иного слова.
Иной судьбы на свете нет.
Ты вся - сплошное поле Куликово
На протяженье многих лет.

Ученик (2): Россия!
Зарождалось это слово
В звучании разбуженных мечей,
В холстах голубоглазого Рублева
И в тишине предгрозовых ночей.
На поле боя вызревали росы,
На пепелищах
Пели топоры.
Мы все прощали.
Мы – великороссы -
Всегда великодушны и добры.

Ученик (3):  Россия!
Прозвучало это слово,
Вписав в бессмертье наши имена
От льдов Невы -
До поля Куликова,
От Куликова -
До Бородина!
Тебя хотели сделать бездыханной,
Отнять твою печаль и озорство,
Ты столько лет
Терпела Чингисхана
И верных продолжателей его.

Библиотекарь (2): Так вышло, что история России - это история военного подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло столько войн, сколько довелось пережить России. К сожалению, Великая Отечественная война не стала последней. Афганистан, Абхазия, Чечня, Беслан, Южная Осетия - эти слова чёрными буквами вписаны в нашу историю, окропились горькими материнскими слезами.

Библиотекарь (1): Множество кровавых следов в российских городах и поселках оставили войны последних десятилетий, вместе с горем, породившие и современных героев. Это герои нашего времени - мальчишки, которые шли под пули и о подвигах совсем не думали.

Библиотекарь (2): Мы гордимся, что в и нашем городе были и есть такие герои.

(Слайд 1.На экране фотография Александра Аверкиева.)

 

Ученик (1): Александр Александрович Аверкиев родился 27 февраля 1980 года в городе Новочеркасске Ростовской области. После 9-го класса средней школы № 9 поступил в профессионально-техническое училище № 52 по специальности «Слесарь по ремонту и обслуживанию автомобилей». В июне 1998 года был призван на срочную службу во внутренние войска МВД России.

Ученик (2): Сначала его направили служить в город Армавир, потом, после расформирования части, попал в город-курорт Сочи. Нёс патрульную службу на улицах города. Затем были два с половиной месяца в Дагестане. В район боевых действий на территории Чеченской республики был направлен 25 октября 1999 года.

Ученик (3): 9 января 2000 года по маршруту Шали - Аргун - Гудермес выдвинулась тыловая колонна внутренних войск из 23 грузовиков. В сопровождение выделили три бронетранспортёра. В экипаж головного БТР входил рядовой Аверкиев. В районе населённого пункта Мескер-Юрта колонна была обстреляна чеченскими боевиками. Сразу начали гореть первый и последний КамАЗы, перекрыв дорогу остальным. Александр огнём из своего пулемёта заставил залечь атакующих бандитов, уничтожил пулемётный расчёт. Это позволило бронетранспортёру и четырём автомашинам из колонны прорваться в направлении населённого пункта Джалка.

Ученик (1): Но вскоре они нарвались на новую засаду. Около 250 боевиков стали окружать группу, подожгли БТР. Экипаж покинул технику и занял круговую оборону. Александр, понимая тяжесть создавшегося положения, вернулся в горящий бронетранспортёр и открыл огонь по наседавшим боевикам. До последнего патрона, до последнего дыхания рядовой Аверкиев сдерживал нападавших, прикрывая сослуживцев. Уцелевшие машины увозили раненых из-под обстрела. Александр не смог выбраться из БТРа и заживо сгорел в пылающей машине, но своими действиями помог сослуживцам выйти из окружения.

Ученик (2): Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2000 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, рядовому Аверкиеву Александру Александровичу присвоено высокое звание Героя Российской Федерации посмертно.

Герой похоронен на родине, в Новочеркасске.

Ученик (3): (читает стихотворение Акинфовой Е.П.«Я убит на чеченской войне»)

                                   Был мальчишка я шустрый и бойкий,

                                   В коридоре с друзьями бузил,

                                   Получал пятёрки и двойки,

                                   Но школу свою я любил.

 

                                                              Не спешите, постойте, ребята,

                                                              Побеседуйте тихо со мной

                                                              И скажите: «Какой был весёлый

                                                              И какой он ещё молодой».

 

                                   Подождите, девчонки, смеяться,

                                   Посмотрите на этот портрет,

                                   Мне исполнился  лишь 20-ый,

                                   А меня уже нет, просто нет.

 

                                                              Я войну эту страшную видел,

                                                              С автоматом я в бой уходил,

                                                              Чтобы вас здесь никто не обидел,

                                                              Чтобы вас здесь никто не убил.

 

                              Мать рыдает, горюет, страдает

                              Над могилою ранней моей,

                              Да поёт по весне, заливаясь,

                              Наш весёлый  шальной соловей.

 

                                                            Побывайте у матери в доме,

                                                            Навестите родную мою,

                                                            Чтобы знала она, что о сыне

                                                            Кто-то помнит в родимом краю.

 

                            Погрустите и вы над могилой,

                            Принесите цветов полевых.

                            Чтобы пахло мне родиной милой

                            На дорогах моих неземных.

 

Библиотекарь (2): Принято считать, что место героизму есть только на войне. Но экстремальные обстоятельства нередко случаются в привычном, размеренном ритме наших будней. Нетипичные, нестандартные, часто драматические и даже опасные для здоровья и жизни, они заставляют человека сделать выбор: «не заметить» эти обстоятельства или «вмешаться» в них, чтобы спасти чужую жизнь.

Мы, не можем не вспомнить и о тех, кто погиб в мирное время при исполнении воинского долга. И неважно, в какой точке солдат нес службу, важно, что он, честно выполнял свой конституционный долг, служил своему Отечеству.

(Слайд 2. На экране фотография С.А. Солнечникова)

Ученик (1): 28 марта 2012 года на учебном полигоне в городе Белгородске Амурской области во время практических занятий по огневой подготовке командир батальона связи майор Сергей Александрович Солнечников геройски погиб, спасая жизни солдат.

Ученик (2): Комбат Солнце – так называли его сослуживцы – накрыл собой боевую гранату, которая после неуклюжего броска одного из военнослужащих упала назад в окоп. Никто из молодых воинов не пострадал. Майор Солнечников от полученных ран скончался.

Ученик (3): Указом Президента за мужество и героизм при исполнении воинского долга, майору С.А. Солнечникову было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Библиотекарь (1):  Война, война… Кому-то очень больно,

А кто-то ищет новых благ и чин…

Всех убиенных в войнах, и не в войнах

Мы вспомним и минуту помолчим…

 

Минута молчания

Библиотекарь (2):  Не только военнослужащие, но и люди любых других профессий могут оказаться в экстремальной ситуации – ситуации, которая потребует от них решительности и мужества.

(Слайд 3. На экране фотография А.А. Зубкова)

 

Ученик (1): Январским утром пара самолетов Ту-142М уходила на маршрут. Предстояло вести поиск подводных лодок в районе Норвежского моря. В экипаже ведомого, майора Анатолия Зубкова, никто и предположить не мог, что обычный полет может закончиться для них летным происшествием, которое запомнится на всю оставшуюся жизнь.

Ученик (2): Взрыв прозвучал перед самой посадкой…. Тяжелую четырехмоторную машину тряхнуло как пушинку. Взрыв керосиновых паров разворотил часть левой плоскости. На оценку обстановки и принятие решения командиру в таких ситуациях отпускаются лишь секунды. Майору Зубкову их хватило. Ночью, в сложных метеорологических условиях он и его экипаж, проявив хладнокровие, выдержку, высокие морально-психологические и профессиональные качества благополучно произвели посадку на своем аэродроме.

Ученик (3): За проявленный героизм, находчивость майор Анатолий Александрович Зубков награжден орденом Красной Звезды, его экипаж – медалями «За боевые заслуги».

Библиотекарь (1): Наша встреча посвящается героям. А понятия «герой» и «подвиг» нераздельны. Что же такое подвиг? Это, наверное, в первую очередь готовность до конца выполнять свой ратный долг - защита Отечества и его граждан. А еще подвиг это готовность защитить близких тебе людей: отца, мать, сестренку, брата, девушку, защитить свой дом, все то, что ты любишь и чем дорожишь.

(Слайд 4. На экране фотография 12-и летней школьницы Лизы Хомутовой)

Библиотекарь (2): Посмотрите на экран. Перед вами фотография 12-ти летней девочки. Несколько лет назад Президент РФ подписал указ о награждении школьницы из г. Владимира Елизаветы Хомутовой медалью "За спасение погибавших". Лиза спасла своего младшего брата, который упал в прорубь. Лиза вместе с родителями и 6-и летним братом Сашей проводили новогодние праздники в деревне. Дети отправились на соседний пруд. Надо было очистить его от снега, чтобы покататься на коньках. А накануне сосед прорубил прорубь. За ночь ее присыпало. Снегоуборочная машина чистила снег, а братом с сестрой разгребали его лопатами. Саша замерз и пошел домой, не заметил прорубь и провалился в воду. Из-за гудевшей машины не было слышно, как он кричал. Лиза обернулась и увидела, что Саша тонет. Девочка тут же бросилась к проруби. Легла на лед и начала вытаскивать брата из воды.

- Как вытащила, сама не представляю! - удивляется девочка. - На уроках ОБЖ мы спасение утопающих не проходили. Да и испугалась я тогда очень сильно, не думала о том, как надо спасать. Помню только, что решила не садиться, сразу поняла, что так сама свалюсь в прорубь.

Лиза вытащила брата. В этот момент к проруби подбежал дедушка, который как раз шел за водой с ведрами. Вместе они дотащили Сашу до дома, раздели и положили на печь. Теперь Лиза - героиня и дома, и в 9-й школе, в которой училась, и на заводе "Электроприбор", где работают ее родители.

(Слайд 5. На экране фотография Дениса Морозова)

Библиотекарь (1): Жителю поселка Нагорный - пригород Ижевска, Денису Морозову 26 лет. Этот молодой мужчина, рискуя собственной жизнью, спас на пожаре пять человек.

В восьмиквартирном двухэтажном жилом доме около трех часов ночи начался пожар. В доме находились 16 человек, среди них 4 детей. Молодая мама, проживающая в этом доме, проснулась, разбудила детей и своего отца, а затем бросилась за помощью к брату Денису Морозову, который живет в соседнем доме.

Денис быстро оделся и побежал в горящий дом. На тот момент в коридоре уже было плотное задымление, огонь распространялся на соседние квартиры и через деревянные перекрытия перебирался на второй этаж. Денис сообразил, пока лестницы на второй этаж целы, надо в первую очередь спасать людей оттуда. Медлить было нельзя. Он побежал на второй этаж проверять квартиры. Едкий плотный дым не давал дышать, глаза слезились. Мужчина действовал практически на ощупь: «Накинул на себя телогрейку и, прикрывая воротником нос и рот, колотил в двери, будил всех и кричал, чтобы быстрее выбегали из дома. Кто-то сам открывал, у кого-то дверь приходилось выламывать». В одной из квартир Денис обнаружил 61-летнюю пенсионерку, которая являлась инвалидом и плохо передвигалась. Вместе с ней находился 13-летний внук. Денис схватил женщину на руки и вынес её с внуком на улицу в безопасную зону. Затем кто-то из соседей крикнул, что на втором этаже остался еще один 56-летний мужчина – инвалид, который мог передвигаться только на костылях. Войдя в квартиру, Денис увидел, что на кровати спит мужчина. Денис подхватил его на руки и вынес на улицу.

Убедившись, что на втором этаже никого не осталось, Денис спустился на первый. Попытался попасть в горящую квартиру, но, открыв дверь, наткнулся на высокую температуру и открытый огонь, опалил себе волосы на голове. После, выбив дверь другой квартиры, Денис помог выйти еще двум пенсионерам – 67 и 63 лет. Только убедившись, что в доме никого не осталось, Денис сам вышел на улицу.

За отвагу на пожаре Денис Морозов представлен к медали МЧС России.

Библиотекарь (2): В известном фильме режиссера Марка Захарова «Тот самый Мюнхаузен» главный герой составлял для себя распорядок дня. С10 до 12 часов знаменитый барон отводил время для подвигов. Но это в сказке. В реальной жизни человек, совершающий подвиг, не думает о том, что совершает подвиг, не думает о награде и тем более, ничего не планирует. Оказавшись в нестандартной драматической ситуации, он делает все, чтобы спасти чужую жизнь.

В нашей великой стране миллионы смелых, неравнодушных людей, способных протянуть руку помощи попавшему в беду.

Библиотекарь (1): Колоссальные усилия силы духа, мужества, стойкости, геройства русского народа потребовались для того, чтобы сохранить независимость нашей любимой Родины. Нам есть что помнить, и есть чем гордиться! И если мы будем жизнь свою равнять на таких Героев – спасителей Отечества, наша Земля будет в безопасности.

 

И вечно тем сильна моя страна

Что никого нигде не унижала

Ведь доброта сильнее, чем война

Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима

 

Библиотекарь (2): В завершении нашей встречи мы проведем с вами акцию «Георгиевская ленточка». Георгиевская ленточка – символ доблести и славы, а также знак  признания и уважения истории России.

 

(Школьники выходят на улицу и раздают ленточки прохожим, объясняя ее символическое значение, помогают прикрепить ленточку к лацкану одежды, сумке, антенне автомобиля или повязать на руку.)

 

Использованная литература:

1. Герои Отечества // Новочеркасские ведомости. – 2013.- 4-10 декабря (№49). – С. 5.

2. Колесникова О.Н. Подиум-дискуссия «Поколение-пепси считает»/ О.Н. Колесникова // Классный руководитель. – 2009.-. № 2. – С. 107-111.

3. Крылатов П. Герой нашего времени / Павел  Крылатов // Смена. – 2013. - №5. – С. 91-93.

4. Махова Н. Во славу героев живых и погибших / Н. Махова // Новочеркасские ведомости. – 2012. - 12-18 марта (№9). – С. 3.

5. Опосова А. Ода героям /А. Опосова // Стиль жизни. – 2013. – 17 декабря (№ 48). – С. 5.

6. Шарова С.С. Воспитывать патриотов / С.С. Шарова // Классный руководитель. – 2013. - № 8. – С. 70-71.

                                                             Подготовила библиотекарь 1-ой категории библиотеки им. М.А. Шолохова Ячменникова Н.В.

 


Threesome