Сценарий

литературно-музыкального вечера

«Сегодня и давно»

(к 100летию со дня рождения Константина Симонова)

 

Звучит инструментальная музыка. На импровизированной сцене портрет Константина Симонова, цветы. Слева располагается выставка «Жди меня», на которой представлены произведения поэта и литературные исследования о его творчестве. Гости и приглашенные на вечер занимают свои места. На сцену выходит ведущий.

 

Ведущий 1:

Дорогие друзья!

Сегодня мы отмечаем 100-летний юбилей русского советского писателя Константина Симонова. Ему выпала завидная доля еще при жизни быть причисленным к числу классиков отечественной литературы, но в наши дни, к сожалению, его творчество не столь востребовано. И тем приятнее, что есть повод вновь обратиться к наследию Константина Симонова, вспомнить то время, когда его лирические стихи миллионы людей знали наизусть, за романами охотились толстые журналы, когда его пьесы ставились на лучших сценах страны, и, может быть, заново открыть для себя Симова-писателя и Симонова-человека.

Звучит стихотворение К.Симонова

«Мечтаю, чтоб мир был с войной незнаком»

Ведущий 2:

Официальная биография Симонова выглядела довольно гладкой, хотя на самом деле в ней было множество моментов, некоторые из них могли поставить крест не только на видимом благополучии этого человека, но и на его жизненном пути.

Кирилл Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде. Не случись в России событий начала ХХ века, его биография могла бы быть совершенно иной, поскольку происхождения он был отнюдь не пролетарского - отец - полковник Генерального штаба, дворянин Калужской губернии, Михаил Агафангеловича Симонова (от него, армянина по происхождению, Симонов получил в наследство южные черты лица), мать - княжна Александра Леонидовна Оболенская. Но, как известно, история не признает сослагательных наклонений - революция, гражданская война… Знатным происхождением матери уже гордиться не приходилось, скорее, наоборот. Судьба отца и вовсе - история почти детективная. Сам Симонов в автобиографиях писал, что тот пропал без вести еще в империалистическую войну, затем и вовсе перестал его поминать. При этом якобы существуют  письма Александры Леонидовны начала 20-х годов ее сестрам в Париж, где она пишет, что муж обнаружился в Польше и зовет ее с сыном к себе туда. Но, видимо, было что-то в этих отношениях, что не позволило их восстановить.

В 1919 г. мать с сыном переехала в Рязань, где она вышла замуж за преподавателя военного дела, бывшего полковника царской армии Александра Григорьевича Иванишева. Суровый быт, жизнь среди военных по-своему воспитывали маленького Кирилла, навсегда привив любовь к порядку и четким правилам жизни. Но влияние матери и родственников с ее стороны развивало совсем другие стороны - любовь к классической литературе, изящным искусствам. Мальчик рано начал писать стихи.

Военная служба отчима предполагала частые переезды с места на место, поэтому долгое время семья жила в разных городах. Константин закончил семилетку в Саратове и в 1930 году поступил в фабзавуч учиться на токаря. Причем решил это самолично, не посоветовавшись с родителями. Но когда те узнали об этом, препятствовать не стали: понимали, что сын увлечен атмосферой тех лет – в стране началась индустриализация и рабочий человек выходил на первый план. Еще одним побудительным мотивом для Симонова было желание самостоятельно зарабатывать. Ведь Симоновы жили скромно, в обрез, и 37 рублей получки, которые Константин стал приносить домой на второй год фабзавуча, были существенным вкладом в их семейный бюджет.

Не обошла стороной семью Иванишевых и волна репрессий - почти сразу после ухода Кирилла из школы его отчим был арестован, а он сам и его мать были выселены из квартиры. Спустя шесть месяцев, Иванишев был освобождён и реабилитирован - произошла «ошибка». Тем не менее, в результате этого события старый военнослужащий уволился из армии и устроился на гражданскую работу в Москве. 16-летний Кирилл также нашёл работу в Москве: он работал сначала на авиационном заводе, потом на «Межрабпомфильме» техником. Однако уже в те годы он вовсю упражнялся в литературном творчестве – писал стихи – и мечтал свою будущую жизнь связать именно с литературой. Его мечта сбылась в 34-м, когда его с первого же захода приняли в Литературный институт. А когда он учился на четвертом курсе, свет увидела его первая поэма – «Павел Черный», посвященная строителям Беломоро-Балтийского канала. Стоит отметить, что эту поэму впоследствии Симонов никогда не перепечатывал и в собрание сочинений не включил ни единой строчкой.

А в 1938 году в книге «Настоящие люди» у Кирилла Симонова впервые появился псевдоним - «Константин». Причина изменения имени довольно прозаична - согласно семейному преданию, шестилетний мальчик, подражая отчиму, решил «побриться». А поскольку делал это неумело, поранился – чиркнул себе по кончику языка. И с этого момента у него образовался дефект речи: он не мог произносить букву «р» и «л».

В начале осени 1939 г. К. Симонов отправляется на свою первую войну – он назначен поэтом в газету «Героическая красноармейская» на Халхин-Гол. Вернулся он из Монголии через год, уже возмужавшим, с циклом прекрасных стихов.

С этого времени война навсегда станет для Симонова-писателя главной темой его творчества.

 

Звучит песня «Хотят ли русские войны»

Звучит песня «Вернусь, сказал солдат»

 

Ведущий 1:

С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. Симонов стал одним из лучших военных журналистов – ходил на подводной лодке в румынский тыл, с разведчиками – в норвежские фьорды, на Арабатской стрелке – в атаку с пехотой, видел всю войну от Черного до Баренцева моря, закончил ее в Берлине, присутствовал при подписании акта капитуляции гитлеровской Германии и на всю жизнь остался военным писателем, летописцем и историком этой войны. За четыре военных года Симовым были написаны пять сборников очерков и рассказов, повести, дневники, которые впоследствии составили два тома его собрания сочинений, и, наконец, стихи, которых ожидала буквально вся воюющая страна.

 

Звучит стихотворение К.Симонова «Горят города на пути  этих полчищ»

 

Ведущий 2:

В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента он побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

 

Звучит песня «Горячий снег»

Звучит песня «На кургане»

 

Ведущий 2:

Победу двадцатидевятилетний К. Симонов встретил уже знаменитым, самым молодым из руководителей Союза писателей, автором известных произведений, переводимых на разные языки. Сталинской премии Константин Симонов был удостоен шесть раз — вероятно, почти рекорд по разряду литературы и искусства, столько же премий имени вождя имели только кинорежиссёры Иван Пырьев и Юлий Райзман. Сталинскую премию 1-й степени 1941 года (100 тыс. рублей) Симонов получил за пьесу «Парень из нашего города», 2-й степени 1942 года (50 тыс. рублей) — за пьесу «Русские люди», 2-й степени 1943–1944 годов — за повесть «Дни и ночи», 1-й степени 1946 года — за пьесу «Русский вопрос», 1-й степени 1948 года — за книгу стихов «Друзья и враги», 2-й степени 1949 года — за пьесу «Чужая тень».

Но, конечно самым известным, принесшим Константину Симонову всенародную любовь, стало "Жди меня”. Без преувеличении, это стихотворение знают все. В истории советской поэзии вряд ли было другое произведение, имевшее такой массовый отклик. Эти строки искали, вырезали из газет, переписывали, носили с собой, посылали друг другу, заучивали наизусть — на фронте и в тылу. Адресованное вполне конкретной, земной, но в эту минуту – далекой женщине, слова «Жди меня» стали молитвой верности, клятвой любви для каждого солдата.

 

Звучит стихотворение К.«Жди меня»

 

Этот роман был самым, пожалуй, известным в Советском Союзе, за его развитием следила вся страна. Оба — молодые, красивые, известные, талантливые. Она - Валентина Серова— кинозвезда, любимица миллионов зрителей, символ женственности, он - Константин Симонов — известный поэт, корреспондент, драматург.

К моменту начала романа за плечами каждого было по 2 брака. Первым мужем Валентины Серовой (Половиковой) был Анатолий Поляков, партнер по спектаклям в начале творческой карьеры актрисы в Театре рабочей молодежи. Этот ранний брак продлился менее года. Второй муж актрисы — прославленный герой войны в Испании, летчик Анатолий Серов. Их знакомство состоялось 3 мая 1938 года. Красивый, стремительный роман закончился скорой свадьбой 11 мая. Этот брак был очень счастливым, супруги обожали друг друга. Однако 11 мая 1939 года (в 1-ую годовщину свадьбы) Серов трагически погиб во время испытаний новой модели самолета. Спустя четыре месяца у Валентины родился сын, названный в честь отца Анатолием.

Первой женой Константина Симонова была Наталья Гинзбург, литературный критик. Вторая супруга — Евгения Ласкина, известный литературный редактор. В 1939 году у Симонова и Ласкиной родился сын Алексей, но встреча с Серовой перевернула судьбу молодого поэта.

 

Звучит песня «Все стало вокруг голубым и зеленым»

Звучит песня «Звать любовь не надо»

 

Ведущий 1:

Валентина Васильевна Половикова родилась в 1917 году под Харьковом. Девочке исполнилось шесть лет, когда она с родными переехала в Москву. С восьми лет Валя выступала на сцене Малого театра-студии на Стретенке в постановке «Настанет время» по драме Ромена Роллана. Дебютом юной актрисы стала роль мальчика по имени Давид, сына главной героини спектакля, которую играла ее мать. С этого времени маленькая Валя «заболела» театром. Из-за него она бросила школу, в четырнадцать лет поступив в центральный техникум театрального искусства. Для того чтобы ее туда приняли, девушка приписала себе два года. Проучившись всего лишь год, пятнадцатилетняя актриса была принята в трупу Театра рабочей молодежи — ТРАМ.

В 1934 году молодую актрису пригласили сниматься в кино. Известный режиссер Абрам Роом снял фильм «Строгий юноша». Но после того как работа над фильмом была завершена, члены просмотровой комиссии решили, что он малосодержательный и политически вредный. Кинокартину на долгие годы положили на полку. Поэтому кинодебют актрисы можно считать неудачным. Любовь миллионов зрителей ей принесла главная роль в фильме «Девушка с характером» (1939). В то время Валентине Серовой исполнился 21 год.

В 1939 году в Ленкоме была поставлена пьеса Горького «Зыковы», где Валентина Серова играла роль Павлы. Серовой очень мешало то, что на каждом спектакле в первом ряду сидел какой-то молодой человек и буквально пожирал ее взглядом. Он не пропускал ни одного спектакля с ее участием, простаивал возле служебного входа вместе с другими поклонниками, ожидая актрису, чтобы передать цветы или записку. Это длилось довольно долго. И наконец после длительных раздумий Серова решила ответить своему настойчивому поклоннику: «Позвоните мне, В. Серова». Это был молодой, но достаточно известный поэт Константин Симонов, которому в то время исполнилось 24 года. Хотя сердце Серовой все это время оставалось незанятым, актриса могла предложить Симонову только искреннюю дружбу. Некоторое время спустя писателю удалось добиться расположения ее сына Толика. И материнское сердце дрогнуло.

В 1942 году актриса встретила новую любовь. За годы, прошедшие после войны, правда и вымысел о ней сплелись настолько тесно, сейчас уже практически невозможно установить истину. Ранней весной 1942 года Валентина Серова в составе бригады артистов участвовала в концерте, организованном для пациентов одного из московских госпиталей. Там же, в отдельной палате, находился Константин Рокоссовский, получивший серьезное осколочное ранение. Талантливую актрису попросили выступить перед ним, и она не задумываясь согласилась. Так произошло их знакомство, которое переросло в большое красивое чувство. Серова буквально потеряла голову и во время одного из непродолжительных возвращений в Москву Валентина Серова честно призналась Симонову, что она влюблена в другого. Он выдержал этот удар судьбы, откликнувшись полным горечи и разочарования четверостишием:

Я, верно, был упрямей всех.

Не слушал клеветы

И не считал по пальцам тех,

Кто звал тебя на «ты».

Я, верно, был честней других,

Моложе, может быть,

Я не хотел грехов твоих

Прощать или судить.

Я девочкой тебя не звал,

Не рвал с тобой цветы,

В твоих глазах я не искал

Девичьей чистоты.

Я не жалел, что ты во сне

Годами не ждала,

Что ты не девочкой ко мне,

А женщиной пришла.

Я знал, честней бесстыдных снов,

Лукавых слов честней

Нас приютивший на ночь кров,

Прямой язык страстей.

И если будет суждено

Тебя мне удержать,

Не потому, что не дано

Тебе других узнать.

Не потому, что я — пока,

А лучше — не нашлось,

Не потому, что ты робка,

И так уж повелось...

Нет, если будет суждено

Тебя мне удержать,

Тебя не буду все равно

Я девочкою звать.

И встречусь я в твоих глазах

Не с голубой, пустой,

А с женской, в горе и страстях

Рожденной чистотой.

Не с чистотой закрытых глаз,

Неведеньем детей,

А с чистотою женских ласк,

Бессонницей ночей...

Будь хоть бедой в моей судьбе,

Но кто б нас ни судил,

Я сам пожизненно к тебе

Себя приговорил.

 

Ведущий 2:

Так или иначе, но  надеждам на счастливую жизнь вместе с прославленным маршалом не суждено было сбыться: любовный треугольник, который в шутку называли ССР (Серова, Симонов, Рокоссовский) распался.

Известный писатель сразу же сделал Валентине Серовой предложение, которое она приняла. Их брак казался образцовым. Оба были красивы, знамениты, обласканы Сталиным. Супруги переехали в роскошную квартиру на улице Горького, где один зал только занимал около 60 кв. метров. На даче в Переделкино специально для Серовой оборудовали бассейн, казавшийся немыслимой роскошью в то голодное время.

В 1946 году актриса получила Сталинскую премию за роль в фильме «Композитор Глинка» и удостоилась звания заслуженной артистки СССР.

В то время, когда казалось, что все несчастья остались для семьи Симонова—Серовой позади, они вошли в самую сложную фазу своих взаимоотношений. Валентина Васильевна так и не смогла стать государственной женой государственного мужа. Не обладая сильной волей, она таки не смогла уйти от мужа, постепенно вступив на путь саморазрушения. К этому ее подтолкнула и трагедия, случившаяся с сыном.

Анатолий с детства был предоставлен самому себе. Его воспитанием занималась не мать, а специально нанятые няньки. Отчим относился к нему прохладно, если не сказать с неприязнью. Характер у парня был сложным, дерзким и упрямым. Мальчишка плохо учился, прогуливал школу. Часто, становясь свидетелем веселых застолий, он так и засыпал за столом под звон бокалов. В 14 лет Анатолий начал выпивать. А спустя некоторое время вместе с компанией таких же шалопаев, как и он сам, разгоряченный спиртным, ограбил и поджег чужую дачу. Анатолия Серова отправили в колонию. А Симонов даже пальцем не пошевелил, чтобы чем-нибудь помочь своему пасынку. Это была его роковая ошибка. Серова так и не смогла простить этого ни мужу, ни себе. Из колонии Анатолий вернулся еще более нервным и неуправляемым. Он продолжал пить и хулиганить. А лишившаяся духовной опоры мать не в состоянии была с ним справиться. К тому же в театре для нее почти не осталось ролей. Типаж «девушки с характером» ушел в прошлое.

Изменить в своей жизни что-нибудь к лучшему Валентина Серова самостоятельно уже не могла. Поэтому актриса с помощью вина пыталась укрыться в мире иллюзий. Оставаясь подолгу дома одна, Валентина Серова больше не придерживалась никакой нормы. В 1948 году пагубная' привычка превратилась в болезнь.

В 1950 году у Серовой и Симонова появилась на свет дочь Мария. Судьба сыграла с Валентиной Серовой злую шутку. День рождения Маши — 11 мая — совпал с днем трагической гибели ее второго мужа Анатолия. К сожалению, даже рождение дочери не смогло упрочить брак Симонова и Серовой. Супруги официально расстались в 1957 году, когда их дочь Маша пошла в первый класс.

После развода Серова прожила 18 лет. Это были очень тяжелые для неё годы.

Ее лишили родительских прав. Как-то удержаться на плаву и не опуститься окончательно бывшей актрисе помогал ее отец. Он нашел для дочери лучших врачей, убедил Симонова разрешить ей видеться с Машей. Его стараниями Валентине Васильевне было позволено ежемесячно снимать со сберкнижки небольшие суммы, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Актрисе удалось устроиться в Ногинский театр. Очень часто она выходила на сцену подшофе, чем развлекала «театралов», приехавших поглазеть на пьяную Серову, посплетничать и посмеяться. Весной 1960 года актриса подала иск о возврате ребенка, добившись того, чтобы после окончания учебного года дочь вернулась к ней. Пройдя через все препоны, Серова вновь поступила на работу в Ленком. Но от нее осталась лишь жалкая тень. Не могла Валентина Васильевна наладить контакт и с дочерью. За чередой горьких разочарований последовал очередной срыв.

В 1966 году умер отец Валентины Васильевны. В 1975 году от алкоголизма умер сын Серовой Анатолий. Ему не исполнилось тогда и 36 лет. На похоронах сына Валентина Васильевна так и не появилась, уйдя в очередной запой.

12 декабря 1975 года Валентины Серовой не стало. Ее тело обнаружила близкая подруга - Серова лежала на полу с разбитым лицом. Рядом валялась расколотая чашка. Но уголовное дело так и не было открыто. Скромная гражданская панихида состоялась в Театре киноактера. Симонов на похороны бывшей жены не пришел. Он прислал 58 роз, которые его близкий друг Л. Карчер положил у ног покойной.

Перед самой смертью Константин Симонов уничтожил все письма и фото, все записи, которые свидетельствовали о его мучительной любви к прекрасной актрисе, объяснив дочери: «Не хочу, чтобы после моей смерти чужие руки копались в этом... Прости меня, девочка, но то, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни... И самым большим горем...».

 

Чтец:

Если бог нас своим могуществом

После смерти отправит в рай,

Что мне делать с земным имуществом,

Если скажет он: выбирай?

Мне не надо в раю тоскующей,

Чтоб покорно за мною шла,

Я бы взял с собой в рай такую же,

Что на грешной земле жила,-

Злую, ветреную, колючую,

Хоть ненадолго, да мою!

Ту, что нас на земле помучила

И не даст нам скучать в раю.

В рай, наверно, таких отчаянных

Мало кто приведет с собой,

Будут праведники нечаянно

Там подглядывать за тобой.

Взял бы в рай с собой расстояния,

Чтобы мучиться от разлук,

Чтобы помнить при расставании

Боль сведенных на шее рук.

Взял бы в рай с собой все опасности,

Чтоб вернее меня ждала,

Чтобы глаз своих синей ясности

Дома трусу не отдала.

Взял бы в рай с собой друга верного,

Чтобы было с кем пировать,

И врага, чтоб в минуту скверную

По-земному с ним враждовать.

Ни любви, ни тоски, ни жалости,

Даже курского соловья,

Никакой, самой малой малости

На земле бы не бросил я.

Даже смерть, если б было мыслимо,

Я б на землю не отпустил,

Все, что к нам на земле причислено,

В рай с собою бы захватил.

И за эти земные корысти,

Удивленно меня кляня,

Я уверен, что бог бы вскорости

Вновь на землю столкнул меня.

 

Ведущий 1:

 

Послевоенная карьера Симонова была головокружительной. Ему еще не было 30, когда он стал одним из руководителей Союза Писателей, был назначен редактором журнала «Новый мир» (1940-1950), затем «Литературной газеты» (1950-1954). Он стал депутатом Верховного Совета СССР, кандидатом в члены ЦК КПСС. Свою роль сыграла огромная популярность его произведений военных лет и фантастическая работоспособность.

После войны в течение трех лет писатель побывал в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай). А в 1946 году, выполняя поручение правительства вернуть писателей-эмигрантов, Симонов отправился во Францию. После его возвращения досужие языки судачили о том, что жена Симонова, актриса Валентина Серова, спасла Бунина от неминуемой гибели. Поговаривали, что Бунин был очарован Серовой, и она якобы успела шепнуть, чтобы тот не вздумал возвращаться себе на погибель. Так это или нет, неизвестно, но больше жену в зарубежные вояжи Симонов не брал.

В начале 1950-х  Симонов вновь возвращается к теме войны - в 1952 г . увидел свет роман «Товарищи по оружию».

Смерть Сталина совпала с переменами в личной и творческой жизни: Симонов разошелся с Серовой, женился на Ларисе Жадовой, вдове своего фронтового товарища, поэта Семена Гудзенко, удочерил дочь Ларисы Екатерину, потом у них родилась дочь Александра.

 

Звучит песня «На тот большак»

Звучит песня «За дальней околицей»

 

Так получилось, что, обретя новое счастье в личной жизни, в общественной деятельности Симонов угодил в опалу. При Хрущеве ему припомнили все его Сталинские премии и высокие посты, постепенно лишив его всех высоких должностей. В 58-м его сняли с редакторства в «Новом мире», год спустя вывели из секретариата правления Союза писателей СССР и, наконец, в 61-м – прекратили его членство в Центральной ревизионной комиссии ЦК КПСС. По одной из версий, все это было местью писателю за то, что он достаточно быстро и легко сменил политическую позицию: от сталинистов переметнулся к либералам.

Освободившись от общественной работы, Симонов засел за творчество. Именно в конце 50-х – начале 60-х из-под его пера вышло одно из самых известных его произведений о войне – роман «Живые и мертвые». В 1964 году его экранизировал на «Мосфильме» Александр Столпер. С этого момента Симонов окончательно переходит в лагерь либералов, став одним из самых принципиальных критиков периода культа личности. Эта деятельность даже приводит к скандалу, случившемуся осенью 66-го.

Поводом послужила мемуарная книга Симонова «Сто суток войны», повествующая о событиях июня – декабря 1941 года. Книгу собирались опубликовать в оплоте либералов – журнале «Новый мир», как вдруг на пути публикации встали весьма влиятельные инстанции: Главное политическое управление Советской армии (Главпур) и Главное управление по охране государственных тайн в печати при Совете Министров СССР (Главлит), которые обнаружили в книге Симонова вещи, которые с недавних пор (после смещения Н. Хрущева в октябре 64-го) уже не приветствовались. А именно: стремление писателя «докопаться» до причин тяжелых поражений советских войск в начале войны, попытки осветить роль Сталина в разгроме и уничтожении командных кадров Красной Армии в 1937–1938 годах. Узнав об этом, Симонов обратился в ЦК КПСС, однако его визит ничего не изменил – книгу так и не напечатали.

В конце 60-х, с приходом к власти Брежнева, карьера Константина Симонова вновь пошла в гору. В 1967 году он становится секретарем правления Союза писателей СССР, а в первой половине 70-х, когда началась «разрядка» (сближение Востока и Запада) и либералы вновь почувствовали себя на коне, он был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1974). В том же году ему присудили и Ленинскую премию за трилогию «Живые и мертвые». В 1976 году Симонов вновь вернулся в состав Центральной ревизионной комиссии ЦК КПСС. Тогда же ему удалось «пробить» и свои мемуары, которые были «завернуты» в конце 60-х: они увидели свет в двухтомнике «Разные дни войны».

Несмотря на все звания и регалии, которыми был отмечен Симонов, в жизни он оставался вполне обычным и скромным человеком - никогда не кичился своим достатком и старался помочь всем, кто обращался к нему за помощью. Во многом именно благодаря его стараниям в Советском Союзе увидели свет такие романы, как «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя, появились первые полные переводы пьес Артура Миллера и Юджина О’Нила.

По сценариям К. Симонова поставлены многие фильмы: «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943-44), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш. Спаакоми, Э. Триоле), «Живые и мертвые» (1964). Последнее десятилетие Симонов занимался и кинематографом. Совместно с Романом Карменом он создал кинопоэму «Гренада, Гренада, Гренада моя», потом, уже самостоятельно, в качестве автора фильма, «Чужого горя не бывает» – о вьетнамской войне, «Шел солдат», «Солдатские мемуары» – на основе бесед с кавалерами трех Орденов Славы, телефильмы о Булгакове и Твардовском.

Писатель скончался 28 августа 1979 года. Он ушел из жизни как солдат. Зная о том, что обречен – у него был рак,– он задолго до финала оставил завещание, в котором просил развеять его прах на поле под Могилевом, где он когда-то воевал.

Все произошло на десятый день после смерти Симонова. Ранним утром родственники писателя взяли урну с его прахом (все эти дни она стояла в шкафу в его кабинете), сели в машину и поехали завещанным путем.  Когда прибыли на место, отсчитали 80 шагов на юг от проселочной дороги и 80 — от железнодорожных путей: здесь находился передний край обороны. Потом брали по горсти пепел из урны и бросали по ветру.

Позже на этом месте установили большой валун, тысячи лет назад принесенный ледником. Издали видна надпись, сделанная резцом,— «Константин Симонов». С тыльной стороны укреплена литая доска: «Всю жизнь он помнил поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».

В советских газетах в августе 1979 года было сообщено, что Симонов похоронен на Новодевичьем кладбище.

Чтец:

Словно смотришь в бинокль перевернутый -
Все, что сзади осталось, уменьшено,
На вокзале, метелью подернутом,
Где-то плачет далекая женщина.
Снежный ком, обращенный в горошину,-
Ее горе отсюда невидимо;
Как и всем нам, войною непрошено
Мне жестокое зрение выдано.
Что-то очень большое и страшное,
На штыках принесенное временем,
Не дает нам увидеть вчерашнего
Нашим гневным сегодняшним зрением.
Мы, пройдя через кровь и страдания,
Снова к прошлому взглядом приблизимся,
Но на этом далеком свидании
До былой слепоты не унизимся.
Слишком много друзей не докличется
Повидавшее смерть поколение,
И обратно не все увеличится
В нашем горем испытанном зрении.

 

Ведущий 2:

             Дорогие друзья!

Наш вечер подошел к концу. Хочется верить, что каждый из вас открыл для себя в чем-то нового Симонова - человека, который  жил горячо и жадно, и писателя, который  много видел и очень много сделал.

 

Ведущий 1:

Наверное, не случайно в конце его последней книги, на последней странице напечатано стихотворение-эпитафия «Просьба»: «Заканчивая путь земной, Всем сплетникам напомню я: Так или Иначе со мной Еще вы встретитесь, друзья! Я вам оставлю столько книг, Что после смерти обо мне Не лучше ль спрашивать у них, Чем лезть с вопросами к родне!».

 

Список использованной литературы

 

Константин Симонов в воспоминаниях современников: Сборник. – М.: Сов. Писатель, 1984. – 608 с.

Лазарев, Л. И. Военная проза Константина Симонова / Л. И. Лазарев. - М. : Худож. лит., 1974. - 240 с.

Лазарев,Л. И. Константин Симонов: Очерк жизни и творчества / Л. И. Лазарев. - М. : Худож. лит., 1985. - 343 с.

 

Автор-составитель Валентина Трубицына

 

 


Threesome