Познавательный час

Если хочешь быть здоровым

 

Цель мероприятия: Познакомить школьников с понятиями здоровье и ЗОЖ, способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью.

Ход мероприятия:

1. Приветствие:

Ребята, когда мы встречаемся с людьми, мы здороваемся. Мы тоже хотим с вами поздороваться, но сделаем это несколько необычно. Поприветствуем друг друга на разных языках. Какие слова-приветствия вы знаете? (дети называют слова).

Давайте попробуем совершить кругосветное путешествие и выяснить, как люди в разных странах приветствуют друг друга. Начнем с матушки-России и народов, населяющих ее, а также наших ближайших соседей, которые теперь называются «странами СНГ».

Народы, живущие в Мордовии, при встрече говорят друг другу «Шумбрат», что означает «крепкий, здоровый».

У чувашей чуточку сложнее. Официальное приветствие звучит как «Ыра кун», аналог русского «добрый день». Заходя к кому-нибудь в дом, чуваши осведомляются о здоровье, а когда уходят, говорят: «Оставайтесь со здоровьем».

Алтайцы спрашивают при встрече: «Тякши лар ба?», то есть «все ли хорошо?».

Татары заботливо вопрошают в качестве приветствия: «Исэнмесез?» — «Здоровы ли вы?»

А грузинское приветствие знакомо до боли: «Гамарджоба!», ведь это значит — «Будь прав!», или «Побеждай!».

Древние римляне, граждане рациональные и добропорядочные, желали друг другу здоровья словом «Salve!», то есть «Будь здоров!». А вот греки, натуры мятежные и эмоциональные, при встрече обменивались призывом «Хайре!» — «Радуйся!».

И, наконец, русское приветствие родом из былин «Гой еси!» означает все то же хорошо знакомое «Будь здоров!»: предки наши издревле желали друг другу только здоровья... Наше дежурное «здравствуйте!», изначальный смысл которого — пожелание здоровья, несколько утратило свое значение. Не многие из нас вкладывают в это слово искреннее тепло и пожелание добра. А надо бы! Ведь все хорошее к вам обязательно вернется!

 

2. Упражнение «Ассоциации».

Детям раздаются листочки с напечатанным словом «здоровье». Школьники должны написать свои ассоциации с этим словом. Затем ведущий собирает листочки и анализирует каждый вариант. Слова, которые наиболее часто пишут дети: красота, сила, уверенность в себе, веселье, отличное настроение и т.д.

 

 

3. Мини - лекция о здоровье.

И так, ребята, что же такое здоровье? На этот, кажущийся поначалу простым, вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности.

Кто из вас знает, что такое ВОЗ? Это Всеми?рная организа?ция здравоохране?ния - специальное учреждение Организации Объединённых Наций, состоящее из 194 государств-членов. Основная функция ВОЗ лежит в решении международных проблем здравоохранения населения всего мира. Организация была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии. Устав ВОЗ был ратифицирован 7 апреля 1948 года, с тех пор этот день 7 апреля отмечается как «Всемирный день здоровья».

 

ВОЗ дает следующее определение: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой.

 

Сейчас мы с вами порассуждаем, что же такое здоровье с позиции трех аспектов и сначала рассмотрим физическое здоровье.

 

Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего, у человека должно быть здоровое тело, правильное телосложение, достаточный вес, рост соответствующий возрасту. Человек должен иметь хорошую физическую подготовку, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями.

Гены – вещь упрямая, и сегодня мы знаем, что большая часть наших качеств - и внешних, и внутренних – достаётся нам от родителей. К несчастью, и болезни, по крайней мере, предрасположенность к ним тоже передаются по наследству. Если мама часто бывает у стоматолога, не исключено, что и тебе придётся особенно внимательно заботиться о своих зубах. Если у бабушки больное сердце, то не плохо и тебе задуматься о своих сердце и сосудах сейчас, пока ещё не поздно. Но гены далеко не всемогущи. Лишь 20% нашего здоровья формируют они, остальные 80% мы создаём сами. Точнее, их создаёт наш образ жизни: то, что мы едим, как мы двигаемся и двигаемся ли вообще, насколько внимательно прислушиваемся к собственному организму и как помогаем ему бороться с зачатками болезней. «Хочешь быть здоровым – будь им!» - это не пустые слова. Примеров тому множество. Каждый из вас может стать таким примером.

Иммунитет (от лат. immunitas - освобождение) – способность организма защищать себя от инородного вторжения (вирусов, бактерий). Как только вредоносные бактерии или вирусы проникают в кровь, организм мобилизует все свои силы на защиту от них. Специальные клетки крови, лимфоциты, вырабатывают особые защитные вещества – антитела. Антитела либо убивают болезнетворные бактерии, либо обезоруживают их. И тогда белые кровяные тельца – лейкоциты поглощают бактерии. Открыл это явление – фагоцитоз – выдающийся русский учёный Илья Ильич Мечников. За теорию иммунитета в 1908 году ему присудили Нобелевскую премию.

Можно ли управлять собственным иммунитетом? Можно и даже нужно. И не надо кивать на плохую экологию. Мобилизовать защитные свойства организма способен каждый – хотя бы закаливаясь и занимаясь спортом. Закаливание – лучшая тренировка для иммунитета. Когда говорят «закалённый» о металле, это значит – твёрдый, прочный. Сильным станет и иммунитет у закалённого человека. Механизм закаливания прост: выработка у сосудов кожи и всей нервной системы способности быстро реагировать на смену температур. Главные средства закаливания: солнце, воздух и вода. Не обязательно становиться «моржом» и купаться в ледяной проруби. Существуют и более мирные способы закаливания: контрастный душ, обтирание. Организм нужно постепенно и систематически приучать к новым ощущениям. Если вы решите сразу проверить себя на прочность и устроите телу экзамен в виде контрастного душа, где разница температур будет больше 5 градусов, то добра от этого не ждите. И не надо думать, что один только душ сможет уберечь вас от простуды, если при этом вы редко выходите на улицу и не бываете на солнце.

Что такое пульс и как его измерить. Пульс – постоянное чередование сокращения и расслабления сердца, ритм, отражённый сосудами. У малыша, которому исполнился годик, сердце бьётся с частотой 120 – 150 ударов в минуту, к 5 годам их количество сокращается до 100, к 10 годам – ещё на 5 - 10 ударов, а в 20 лет пульс составляет 50 – 60 ударов в минуту. К старости сердце тоже начинает биться чаще: у 70-летнего человека пульс в среднем 90 – 95 ударов в минуту.

 

Далее предлагаем детям измерить пульс.

 

Ребята, обхватите пальцами правой руки запястье левой так, чтобы левая рука лежала в правой вверх ладонью, и у основания большого пальца вы почувствуете как пульсирует в артерии кровь. Сейчас я засеку время, а вы посчитаете удары своего сердца. Для вашего возраста нормой являются 75 ударов в минуту. Но организм растёт, и могут быть отклонения от нормы.

 

По размеру сердце не больше кулака его владельца. У здорового человека сердце бьётся ритмично. Тренированное сердце, закалённое регулярными физическими упражнениями, легче и лучше переносит нагрузки. Тренированное сердце – основа здоровья человека и залог его активности на долгие годы. Ожирение, малоподвижность, вредные привычки (курение, алкоголь) влияют на его работоспособность в первую очередь.

 

 

Социальное здоровье это и есть ваш образ жизни, и он должен быть здоровым. Т. к. большую часть времени вы проводите в школе, то на ваше социальное здоровье влияет школьная среда: это освещение, температурный режим помещения, влажность, наличие шума, школьная мебель, которая должна быть эргономичной. Старайтесь правильно сидеть за партой, с прямой спиной, глаза должны быть на расстоянии 15 – 20 см от тетради. На переменах не сидите, ходите, а лучше – устраивайте себе физкультминутки. Необходимо дополнительно заниматься в спортивных кружках и секциях, каждое утро делать зарядку. Мышцы должны постоянно получать нагрузку, чтобы сохранить упругость и способность к сокращению. Чемпионами всем становиться не обязательно, а вот заботиться о своём здоровье не помешает никому. И спорт – наш главный помощник в этом. Стала легендой история о великом русском полководце А.В.Суворове, которому гимнастика помогла преодолеть врождённую слабость и болезненность. Есть и более близкие примеры. Так, экс-чемпион мира по фигурному катанию теперь всемирно известный тренер Ирина Роднина пришла на каток по совету врача. А вот другой случай. Врачи не верили, что мальчик, не ходивший до 5 лет, сможет когда-нибудь вести нормальную жизнь, но тренировки и физическая нагрузка помогли А.И. Егорову стать чемпионом Европы по спортивной ходьбе. И таких примеров сотни.

Если спорт не ваше призвание, подумайте хотя бы о том минимуме, который может позволить себе каждый, - об утренней зарядке. Кто-то считает, что тратить драгоценные минуты на зарядку, когда того и гляди в школу опоздаешь, - непростительная роскошь. И совершенно напрасно. Доказано, что именно зарядка помогает проснуться и заставить организм работать. Время, потраченное на утренние приседания, прыжки и наклоны, вернётся к вам в виде энергии и бодрости. Стоит знать, что для того, чтобы утренняя зарядка принесла пользу, нужно посвятить физическим упражнениям не меньше 15 минут. И, главное, помните: зарядку делают не для мамы и папы, а для себя!

В домашних условиях также важны бытовые условия, т.е. квартира, в которой вы проживаете должна быть теплой, светлой, уютной.

Очень важна экологическая обстановка. Безусловно, в сельской местности, где есть лес, поля, реки, отсутствуют промышленные предприятия – экологические условия более благоприятны.

Большое значение имеют одежда, которую мы носим. Она должна быть, прежде всего, удобной, из натуральных тканей, не стесняющей.

Большое значение для формирования здоровья имеет соблюдение режима дня, чередование умственного труда и физического отдыха, прогулки на свежем воздухе, просмотр телевизора не более 2 часов в день, частое проветривание комнаты. Сохранять правильный ритм жизни нам помогают «биологические часы», синхронизирующие работу всех органов. Именно они подсказывают время, когда нам нужно вставать и когда ложиться, когда съесть завтрак, а когда пообедать. Разумеется, «биологические часы» внутри каждого из нас идут по-разному. Для вставшего ранним утром «жаворонка» самые активные - утренние часы, а привыкшая ложиться поздно «сова» больше всего успевает сделать вечером. Поэтому и режим дня у «совы» и «жаворонка» будет разным. Но дело не в том, какой именно час вы отведёте для обеда, домашних заданий или прогулки. Важно, чтобы этот час был одним и тем же изо дня в день. Наши «биологические часы» очень чутко реагируют на любой сбой ритма. Известно, что Лев Толстой, доживший до 82 лет, всю жизнь придерживался очень строго режима: ранний подъём, работа над рукописью, затем обед и отдых, потом прогулка верхом, вечером – чтение, общение с детьми и сон – всегда в одно и то же время.

Также основой хорошего здоровья является отсутствие вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя, наркотических веществ.

И конечно, основой нашего здоровья является еще правильное питание. Мы должны употреблять в пищу как можно больше овощей и фруктов, мясных, рыбных, молочных продуктов.

 

И наконец, рассмотрим третий аспект здоровья – это психическое или эмоциональное здоровье.

Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, наше настроение. И в зависимости от того, какие у нас преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье. Хорошо если чаще вам приходится испытывать радость, спокойствие, взаимопонимание, уверенность в себе и в близких вам людях. Но есть и такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль. Когда появляются такие эмоции, нам становится дискомфортно, эмоциональное здоровье начинает «барахлить».

Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать другим, не создавая конфликтные ситуации.

Важно нормально чувствовать себя при наличии многих чувств, понимая при этом, что какие-то из них вполне приемлемы, а другие – нет.

Наше здоровье зависит только от нас. И поэтому девиз нашего занятия « мое здоровье – в моих руках». Давайте произнесем девиз все вместе.

 

4. Индивидуальное анкетирование «Оценка ЗОЖ, формирование индивидуального здорового жизненного стиля».

Детям раздаются заранее напечатанные анкеты, состоящие из 10 вопросов. Школьники должны оценить каждый пункт по 5-тибальной системе, применительно к себе. Баллы, получившиеся по десяти позициям суммируются и делятся на 10. Так каждый участник мероприятия делает вывод о том, насколько здоров его образ жизни.

 

Содержание анкеты (примерное):

1? Укрепляешь ли ты иммунитет (закаливание, витамины, прививки)?

2? Следишь ли за своей осанкой, сидя за партой?

3? Занимаешься ли спортом (утренняя зарядка, секции)?

4? Соблюдаешь режим дня?

5? Удобна ли одежда, которую ты носишь?

6? Как часто ты гуляешь на свежем воздухе?

7? Свободен ли ты от вредных привычек?

8? Следишь ли за своим питанием (сбалансирован ли рацион)?

9? Насколько ты дружелюбен и общителен?

10? Занимаешься ли саморазвитием в духовном плане (чтение, хобби)?

 

5. Выступление приглашённого гостя.

В нашем случае, это пропагандист здорового образа жизни, борец за трезвость, основатель движения «Русские пробежки в Новочеркасске» Станислав Батчаев.

 

 

 

6. Видео-презентация «Знаменитости и ЗОЖ».

Показываем детям фотографии известных людей (актёров, эстрадных звёзд, телеведущих, спортсменов), которые выбирают ЗОЖ. Обращаем внимание школьников на то, как хорошо они выглядят, как они успешны.

 

7. Подведение итогов

Задаём детям следующие вопросы:

- Что нового вы узнали для себя сегодня?

- Что такое ВОЗ?

- Когда отмечается Всемирный день здоровья?

- Назовите три аспекта здоровья.

- Почему важно соблюдать режим дня?

- Как укреплять иммунитет? Назовите фамилию учёного, открывшего теорию иммунитета.

- Сколько времени нужно уделять утренней зарядке ежедневно?

 

В конце мероприятия раздаём детям календари-закладки с советами по ЗОЖ и перечнем праздников, связанных со здоровьем.

 

Всемирные дни ВОЗ:

 

4 февраля — Всемирный день борьбы против рака

24 марта — Всемирный день борьбы против туберкулёза

7 апреля — Всемирный день здоровья

25 апреля — Всемирный день борьбы против малярии

31 мая — Всемирный день без табака

14 июня — Всемирный день донора крови

28 июля — Всемирный день борьбы с гепатитом

10 сентября — Всемирный день предотвращения самоубийств

28 сентября — Всемирный день борьбы против бешенства

Последнее воскресенье сентября — Всемирный день сердца

10 октября — Всемирный день психического здоровья

Второй четверг октября — Всемирный день зрения

14 ноября — Всемирный день борьбы с диабетом

17 ноября — Всемирный день борьбы против хронической обструктивной болезни лёгких

Третье воскресенье ноября — Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий

 

Советы по ЗОЖ:

1. Укрепляй иммунитет

2. Сидя за партой держи спину прямо, глаза на расстоянии 15-20 см от тетради.

3. Больше двигайся, занимайся спортом (утренняя зарядка, кружки, секции)

4. Старайся соблюдать режим дня

5. Носи удобную одежду из натуральных тканей

6. Чаще гуляй на свежем воздухе

7. Телевизор – не более 2-х часов в день

8. Проветривай свою комнату, чаще делай влажную уборку

9. Избавься от вредных привычек

10. Правильно питайся (овощи, фрукты, рыбные, мясные, молочные продукты)

11?  Будь активным, общительным и дружелюбным

12? Занимайся саморазвитием

 

Использованная литература

 

1. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 336 с., ил.

 

2. Кун С., Шварцвельдер С. Как уберечь детей от наркотиков и алкоголя. / Пер. с англ. А.П. Пономарёвой. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – 192 с.

 

3. Михайлов В.С., Палько А.С. Выбираем здоровье! – М.: Мол. гвардия, 1985. – 191 с., ил.

 

4. Лаптев А.П. Азбука закаливания. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 96 с.

 

5. Черкасская Т.П. Если хочешь – будь здоров! – Хабаровск: Кн. изд-во, 1986. – 96 с.

 

6. Я познаю мир: Медицина: Дет. энцикл. / Авт.-сост. Н.Ю. Буянова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 478 с., ил.

 

7. Я познаю мир: Тайны человека: Дет. энцикл. / Б.Ф. Сергеев. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 397 с., ил.

 

8. Детская энциклопедия: На зарядку становись, № 7-2010. – 48 с.

 

9. Детская энциклопедия: Здоровый образ жизни, № 1-2004. – 64 с.

 

 

 

 

Составитель сценария: Малышкина А.А.

 


Threesome