Сценарий круглого стола

«Прошу прощения, Природа!»

 

Цель: 

- обсуждение  глобального  загрязнения окружающей среды, влияния экологии на здоровье человека, экологическую безопасность населения;  

- воспитание бережного отношения к природе;

- формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

Участники круглого стола: учащиеся школ города, преподаватели, библиотекари.

Вед.: Ребята! Сегодня мы пригласили вас принять участие в мероприятии, посвященному Международному Дню Земли и Всемирному Дню Воды, которые отмечаются 21 марта (в день весеннего равноденствия) и 22 марта. Эти дни отмечаются по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Они призваны объединить всех жителей планеты, чтобы защитить нашу Планету.

В работе нашего круглого стола принимает участие преподаватель биологии МБОУ СОШ №11 Надежда Власовна Чубанова – человек, который знает о природе все и даже больше, Анастасия Мясникова – победитель городской экологической Олимпиады, Дарья Мартыщенко – победитель городского конкурса эмблем «Зеленый патруль».

Есть одна планета сад

В этом космосе холодном

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Так образно сказал о нашей планете поэт Я. Аким.

Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы восторгаемся пением птиц , слушаем журчание ручейка, таинственный шепот леса, любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек и озер, величественными громадами гор. Все это щедро нам дает природа. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, одежда, которую носим – все это дары природы. А взамен Природа просит нас лишь одного – бережного и доброго к ней отношения.

Известный французский писатель Антауан де Сент Экзюпери сказал: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля» и пересесть нам некуда».

Все мы жизнью обязаны прекрасной и единственной Земле-матери, нашему общему дому. Все в этом доме взаимосвязано, все зависят друг от друга:

- если погаснет солнце – всё замерзнет и покроется мраком;

- если исчезнет воздух – нечем будет дышать;

-  если исчезнет вода – нечего будет пить;

- если исчезнут растения – нечего будет есть ни животным, ни человеку.

Факты рассказывают, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но и виновниками печальных и глобальных изменений в окружающем мире природы.

Экологические проблемы, наверное, существовали всегда. Но раньше удавалось их как-то решать. Например, Ярослав Мудрый, заметив, что водившейся на егоо землях дичи в изобилии, наносится непоправимый вред, сумел с помощью законов ограничить добычу лебедей, бобров и т.д. И эти виды дошли до нас с тех далеких времен.

Петр I издал закон, защищающий дубовые леса, нарушающих же закон наказывали  батогами и посылали на каторжные работы. Был при Петре I принят закон, запрещающий осквернять реку Неву отбросами и нечистотами. Тот, кто нарушал, подвергался избиением кнутом и ссылался в Сибирь.

Строго? Да, конечно. Но в некоторых странах просвещенной Европы того времени, например, за незаконную вырубку леса палач отсекал руку обличенному в преступлении.

Долгое время экология планеты оставалась в равновесии. И дело не в строгости наказаний, а в слабой технической оснащенности человечества.

Но вот наступил век научно-технического прогресса. И за короткий срок мы успели перерыть недра земли и отравить воздух и воду. И это не просто слова – это факты.

Воздух – самое жизненно необходимое вещество на планете. Недаром в фантастическом романе Александра Беляева «Продавец воздуха» злоумышленник пытается подчинить весь мир, завладев не золотом, а воздухом. Атмосфера загрязняется и по естественным причинам – вулканы, пыльные бури. Искусственное загрязнение началось в XIX веке в результате сжигания угля в паровых машинах, особенно недобрую память оставил о себе паровоз. Затем присоединились автомобили и другие виды транспорта.

Ребята, как вы считаете, что сильнее загрязняет воздух - промышленные предприятия или транспорт?

Подсчитано, кто больше всех загрязняет атмосферу:

- ТЭЦ – 28%

- Предприятия черной металлургии- - 24,3%

- Предприятия нефтехимической промышленности – 15,5%

- Автотраспорт – 13,1%

- Предприятия цветной металлургии – 10,5%

- Заводы строительных материалов – 8,1%

Химические предприятия – 1,3%

В крупных городах на 60% воздух загрязняется автомобильным транспортом.

Лес – легкие планеты. В результате нерациональных вырубок, пожаров лесные площади катастрофически сокращаются ежегодно на 2%. А это влечет за собой гибель флоры и фауны. А ведь человек может прожить без воздуха всего лишь 5 минут.

Транспорт, теплоэнергетика, нефте и газопереработка, химическая промышленность отравляют окружающую среду. 300 видов твердых веществ выбрасывается в воздух. Только за 1 год в атмосферу попадает 5 млрд. тонн углекислого газа. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра над Антарктидой, Европой, над Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых возникают раковые заболевания.

Вода – одно из самых ярких чудес природы. Вода в стакане, в арбузе, в огурце. Тело человека состоит на  ¾ из воды. Вода всегда рядом с нами. Мы привыкли к ней,  и уже не считаем её чудом. Много ли на Земле воды? Если посмотреть на карту мира, вода занимает 70% поверхности. Но 97% всех вод это соленые, и лишь 3% - вода пресная. Причем 2/3 заморожено в Арктике и Антарктиде.

За 70 лет жизни человек потребляет 50 тонн воды. Прожить без воды мы можем всего 5 дней. По прогнозам ученых к 2050 году треть человечества буде испытывать жажду более нестерпимую, чем голод.

Вода – народное достояние. В мире существуют места, где вообще нет пресной воды. Там воду для питья берут из моря. Для этого на берегах строят опреснители. На территории России – 30 опреснителей.

И эти капли пресной воды человек загрязняет бытовыми и промышленными отходами. Ученые подсчитали, что ежегодно во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов. Во многих реках Европы нельзя купаться. Пагубное вмешательство человека затронуло такие реки как Волга, Дон, Днепр. Драматична судьба Аральского моря, по сути прекратившего свое существование из-за чрезмерного забора вод из рек Сырдарья и Амударья. На дне Женевского озера обнаружено 70 тонн ртути, кадмия, цинка.

В связи с парниковым эффектом уровень воды в морях и океанах поднимается на 1 метр. В результате 100 млн. человек вынуждены будут перебраться в другие регионы. Примерно 1/3 часть растительного мира окажется в несвойственных условиях обитания и погибнет. Естественной экосистеме будет нанесен сокрушительный удар.

Почва.

Разрушается почва. За последние 100 лет на земле уничтожена  ¼  часть плодородных земель. А ведь 1 см плодородного слоя нарастает за 600-800 лет. Без пищи человек может существовать 5 недель.

                Уничтожается животный мир. В Нью-Йоркском  зоопарке устроили символическое «кладбище» животных и птиц, истребленных человеком, где установлено 300 надгробных камней с названием видов вымерших животных. Это не просто цифры – это факты. И это понимают не только специалисты , но и все люди на земле. Поэты призывают нас защищать окружающий мир природы. Послушайте стихотворение  Роберта Рождественского «Кромсая лед…»

Кромсая лед, меняем течение рек,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

 

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька.

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого… пока.

 

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

Научные и технические достижения позволили облегчить жизнь и труд людей. Но очень часто эти открытия и достижения наносят огромный  вред окружающему миру природы. Может ли современный человек отказаться от электростанций, телевидения , радио, бытовой техники, автомобиля? Конечно, нет. Ведь человек не может вернуться в пещерные времена.

Есть ли выход из создавшейся ситуации? Или человек ради своего комфорта уничтожит, не сохранит землю обитаемой для будущих поколений?  Необходимо искать выход из сложившейся ситуации. Люди должны создавать экономические, щадящие природу машины. Человек старается исправить то зло, которое нанес природе, создавая заказники, национальные парки, ботанические сады и охраняя их.

Немецкие ученые разработали новые технологии – экологически безопасные охлаждающие автоматы. Они были использованы на Олимпиаде в Сиднее. Установки не разрушают озоновый слой. Электростанции уже переходят на нетрадиционные источники энергии: геотермальную – на Камчатке; приливно-отливную – на Белом море; солнечную в Казахстане; ветреную – там, где ветры дуют в одном направлении.

Человек создал  Красную книгу, в которую занесены редкие и исчезающие животные и растения. В США уже несколько десятилетий действует специальный центр по спасению птиц в случае разлива нефти. В Англии есть центр по сохранению и разведению бабочек.

В России идет длительная компания «Диоксидам - нет!». То что сделал Человек с природой – это преступление. Но и исправить создавшееся положение может только человек. Только человек , обладающий творческим разумом способен решить проблему спасения земной цивилизации и восстановить экологическое равновесие в природе.

В 70-е годы 20 столетия во всем мире появились экологические институты, призванные охранять окружающий мир природы. Экологи есть сейчас на каждом предприятии. Но кроме государственных экологических институтов, во всем мире существуют общественные организации добровольцев, которые живут по принципу «Кто, если не я?»

Назовите организации, занимающиеся охраной природы на общественных началах (добровольно).

Гринпис (англ. «зеленый» мир) международная независимая неправительственная экологическая организация. Главный офис находится в Амстердаме и отделения в 47 странах 2,5 млн. сторонников по всему миру. Цели «Гринпис» - защита окружающей среды и экологическое просвещение.

История «Гринпис» началась в 1971 году, когда небольшая группа активистов , вдохновленная мечтой о чистом мире без войн и насилия, отправилась в плавание на небольшом рыболовецком судне из канадского города Ванкувера. Будущие основатели «Гринпис», верили, что даже несколько человек могут сделать многое для своей планеты. Корабль отправился на Аляску, где США собирались проводить подземные ядерные испытания. Участникам акции удалось заставить правительство США прекратить испытания, и остров стал птичьим заповедником.  Активисты,  вдохновленные победой, решили бороться против ядерного оружия по всему миру.

Позже «Гринпис» расширил свои функции. В 70-е г была проведена акция против коммерческой охоты на китов. Активисты на маленьких надувных лодках маневрировали между кораблями и животными, на которых были направлены гарпуны, прикрывая исполинов своими телами, протестуя против жесткого промысла. «Гринпис» , также , добился моратория на коммерческую охоту на китов. А в 1994 г ( по инициативе «Гринпис») зона антарктических морей объявлена заповедником для китов.

В 1985г «Гринпис» провел эвакуацию жителей с тихоокеанского острова (атолла) Ронгелап, где 95% жителей пострадали от радиации, после взрыва атомной бомбы на американском полигоне. В 90-х «Гринпис» привлек внимание общественности к проблеме загрязнения воздуха и разрушения озонового  слоя.

О других достижениях «Гринпис» вы можете прочесть в материале, представленном на выставке (специально организованной к сегодняшнему дню).

 

Волонтеры. Кто они такие?

Членом постоянной группы волонтеров «Гринпис» могут стать лишь жители Москвы или Санкт-Петербурга. Но помимо «Гринпис» существует тысячи инициативных групп волонтеров, которые проводят волонтерские акции: по благоустройству населенных мест, ликвидации несанкционированных свалок, посадки зеленых насаждений и ухода за ними, тушения пожаров.

Волонтер – синонимом слова доброволец. Каждый человек может участвовать(присоединиться) к существующей группе волонтеров или создать свою.

Что можем сделать мы с Вами для того, чтобы сохранить землю обитаемой?

Главное – жить в гармонии с природой. Главная заповедь нашего общения с окружающим миром – «не навреди»;

- Не ломайте ветку на живом теле дерева;

-не рвите полевые цветы будучи на природе (практически все они внесены в «Красную книгу»);

-подкармливайте птиц и животных (именно подкармливать, чтобы они не утратили инстинктов) у нас  зимуют синички. Можно сделать кормушки, но не забывайте каждый день насыпать корм, т.к. они на нас рассчитывают. Если синичка в мороз не получила корма, она погибнет.

- не разоряйте птичьих гнезд;

-мы любим бывать на природе: не оставляйте после себя мусор (все сложить в пакет и до ближайшего контейнера).  

Запомните!

Бумага разлагается- 2 года. Консервная банка – 30 лет. Полиэтиленовый пакет – 100 лет. Стекло – 1000 лет.

 Огромный вред природе наносит сам человек.

Главным источником загрязнения  окружающей среды являются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления общества. Так к концу 20 века общее число отходов составило 100мрд тонн ежегодно. Представьте, что на месте, где находятся свалки, могли быть цветники, парки, леса.

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка навек мы все объединимся,

Давайте наши души и Землю (вместе) сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!

 

Литература.

  • 1.       Экологическая мельница [Текст]// Кулешова Н.В. Сценарии праздников, конкурсов…-Ростов н/д .-2002.-С.222.
  • 2.       Тебенькова, О.В. Мы – за чистый город! [Текст]/О.В. Тебеньков//Читаем, учимся, играем.-2007.-№9.-С.93.
  • 3.       Набиуллина, Р.М. Н2О Живительная влага [Текст]/Р.М. Набиуллина// Читаем, учимся, играем.-2007.-№12.-С.100.
  • 4.       Каркачева, Н.А. Сохраним родную природу! [Текст]/Н.А. Каркачева//Читаем, учимся, играем.-2007.-№10.-С.90.
  • 5.       Горячева, Е.А. Земля – планета людей [Текст]/Е.А. Горячева// Читаем, учимся, играем.-2007.-№8.-С.105.
  • 6.       Евдокимова, И.А. Подружись с природой [Текст]/И.А. Евдокимова// Читаем, учимся, играем.-2007.-№11.-С.88.
  • 7.       Горячева, Е.А. Не только в гости ждет тебя природа [Текст]/Е.А. Горячева//Читаем, учимся, играем.-2007.-№3.-С91.
  • 8.       Бондаренко, В.Д. Культура общения с природой [Текст]/В.Д. Бондаренко. -М.: Агропромиздат,1987.-174с.:ил.
  • 9.       Экологический марафон [Текст]// Праздник в школе.-2013.-№5.
  • 10.   Алексеева, Е.Н. Как безмерно оно, притяженье Земли! [Текст]// Праздник в школе.-2005.-№12.-С.3.
  • 11.   Как чудесен этот мир! [Текст]//Праздник в школе.-2004.-№12.
  • 12.   Мир вокруг нас [Текст]//Праздник в школе.-2014.-№9.
  • 13.   Nttp;//www.yandex.ru