Сценарий

литературно-музыкального вечера авторской песни

«Наполним музыкой сердца»

 

Большой зал библиотеки. На рояле - портреты В.Высоцкого, Ю.Визбора, Б. Окуджавы, А.Галича и других  авторов  - исполнителей; видеозапись  Грушинского  фестиваля; отрывки из кинофильмов «Вертикаль», «Хозяин тайги», «Покровские ворота», «Белое солнце пустыни»; на авансцене – гитара.

Звучит песня Ю.Визбора «Наполним музыкой сердца».

 

Выходят ведущие.

Ведущий 1          Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,

                              Если то, что случилось нельзя изменить

Как записку из прошлого, грусть свою скомкав

С этим прошлым порвите непрочную нить…

Никогда не жалейте о том, что случилось,

                              Иль о том, что случиться не может уже

                              Лишь бы озеро вашей души не мутилось

                              Да надежды, как птицы, парили в душе

                               Не жалейте своей доброты и участья,

                               Если даже за все вам усмешка в ответ

                               Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство.

                              Не жалейте, что вам не досталось их бед.

                              Никогда, никогда ни о чем не жалейте -

                              Поздно начали вы или рано ушли

Кто-то пусть гениально играет на флейте -

                              Но ведь песни берет он из вашей души

                              Никогда, никогда ни о чем не жалейте

Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви

Пусть другой гениально играет на флейте,

                              Но еще гениальнее слушали вы.

Ведущий 2

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня нам выпала возможность пообщаться, чем-то поделиться, послушать песни и спеть под гитару. Потому что разговор у нас пойдет о жанре бардовской песни; еще ее называют авторской, самодеятельной песней.

Во второй половине 50-х - начале 60-х годов у русской поэзии появилось новое, параллельное русло. Его создавали «поющие поэты» - авторы стихов и музыки своих песен, являвшиеся одновременно их исполнителями (как правило, под аккомпанемент гитары).

Песни такого рода поначалу исполнялись в дружеских компаниях, в туристических походах, геологических экспедициях, зачастую они предназначались для узкого круга, и прямой контакт исполнителя и слушателей создавал теплую, неформальную и доверительную атмосферу.

 

Ведущий 1   

Со временем некоторые из авторов песен начали выступать с публичными концертами, еще больше расширили их аудиторию магнитофонные записи. Поющих поэтов стали слушать (и петь) тысячи незнакомых им людей по всей стране.

Когда появились поющие поэты, то посвященная им передача радиостанции «Юность» получила полушутливое название «Барды» (народные певцы древних кельтских племен, которые впоследствии стали профессиональными поэтами - бродячими или живущими при княжеских дворах (главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии)). Слово «бард» укоренилось в обиходе и им до сих пор продолжают называть тех, кто сочиняет песни и сам исполняет их, аккомпанируя себе на гитаре.

 

Звучат песни Ю.Кукина «За туманом, В. Канера «А все кончается»

 

Ведущий 2

Однако самым общепринятым стало выражение «авторская песня», впервые употребленное журналисткой Аллой Гербер на страницах журнала «Юность». Это выражение подхватили многие. Его согласились применить к своей работе такие лидеры и авторитеты, как Окуджава, Галич, Высоцкий. Поэтому это понятие «авторская песня» дожило до нашего времени. Сегодня эти песни звучат и по радио и по телевидению, в кинофильмах и спектаклях.

Вот уже несколько поколений тянутся к тому светлому и живому, что есть в самодеятельных  песнях. Все авторы этих песен абсолютно индивидуальны, одного не спутаешь с другим…

Мажорный, солнечный, всегда с юморком, Юлий Ким поет  совсем иначе, чем нервный, звучащий подчас трагически  Евгений Клячкин. Юрий Визбор – это  вольные ветра, простор  равнин, вечность гор, Ада Якушева – сама женственность, Александр  Городницкий – сама  мужественность, Виктор Берковский – темперамент и экспрессия, Сергей Никитин – мелодичность, задушевность и затаенность.

 И тем очевидней проступает то общее, что объединяет всех их: стремление к истине, неприятие лжи и фальши.

 

Ведущий 1

Особенность бардовской песни – это то, что за песней всегда стоит какое-то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня не пишется на заказ. Эти песни, написанные в состоянии высокого эмоционального подъема. Это могут быть эмоции восторженного созерцания природы, чувство горечи в результате предательства, чувство разочарования при развенчивании какого-либо идеала, чувство гордости, уважения, радости, любви, тоски, надежды, благодарности и многие другие стороны душевного напряжения.

Бардовская песня – это живая песня. Она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится. Она не служит для развлечения, ее нельзя слушать между делом.

Перед слушателем лишь проникновенная мелодия и образы, которые создает песня. Нужно полностью погрузиться в ее мир, попробовать создать свои образные картины, мысли, переживания, откликнуться на песню сердцем, а для этого необходима как раз работа. Работа мысли, чувств, памяти, сердца, работа души…

 

 Ю.Визбор «Домбайский вальс», «Ты у меня одна»

 

Ведущий 2

Одно из направлений авторской песни, присущее многим авторам - философская лирика, т.е. размышления на темы жизни и смерти, добра и зла, времени и судьбе, победе и поражении. Ярким представителем этого направления, как и многих других в авторской песни, является Владимир Высоцкий.

          Поэзия Высоцкого философична насквозь. Он не просто высказывает мысль, он переживает ее с полной душевной отдачей.

Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память … 

   А еще беспощадное сомнение в себе, нравственный максимализм самооценки, - все, что помогло Высоцкому, Галичу реализоваться как творческим личностям.    Адекватное восприятие их философских произведений невозможно, если слушатель не примет те же беспощадные критерии к самому себе и к своей жизни.

 

В.Высоцкий  «Он начал робко с ноты до»

 А.Галич «Когда я вернусь»

 

Ведущий 1

Авторская песня явилась одной из форм противостояния мыслящей части общества тоталитаризму и возникла она как альтернатива «советской массовой песни» - жанру тоталитарного искусства, создававшемуся композиторами, певцами и поэтами.

            Всех творцов авторской песни объединяют уважение к человеческой индивидуальности, мечта о таком обществе, где права личности признаются не на словах, а на деле, где свобода мысли считается нормой, а не аномалией.

 

Время сеет ветры, мечет молнии,

Создает советы и комиссии,

Чего ни день - безмолвие

Славит многодумное безмыслие.

Здесь подслушивают и пишут заносы:

Я сижу, гитарой тренькаю -

Хохот, грохот, гогот, звон…

И сосед-стукач за стенкою

Прячет в стол магнитофон.

 

Я выбираю Свободу, -

Но не из боя, а в бой,

Я выбираю Свободу

Быть просто самим собой.

 

            В этих строках - правда о недавней истории России: одни выбрали ложь и сытость, другие - внутреннюю свободу - и судьбу узников и изгнанников.

 

Ведущий 2   

Недаром с конца 60-х годов авторская песня вынуждена была перейти на полулегальное положение: ее вытесняли из радиоэфира, почти не допускали на телеэкран. Концерты бардов организовывались с неизменным риском и тщательно контролировались «личностями в штатском». Критике  в официальной прессе подвергались не только Высоцкий и Галич, но и Окуджава.

 

Настоящих людей так немного!

Все вы врете, что век их

Посчитайте и честно и строго,

Сколько будет на каждый квартал.

Настоящих людей очень мало

На планету - совсем ерунда,

На Россию - одна моя мама,

Только что ж она может одна?

                      (Б. Окуджава)

 

Булат Окуджава… Его песни были адресованы не столько всем вместе, сколько каждому в отдельности, причем с каждым устанавливался как бы двусторонний душевный контакт. Шла беседа, длился разговор, переходя из песни в песню. Причем, это относится не только к текстам его песен, но и к их мелодиям, и его удивительно искреннему и проникновенному исполнению, к его столь богатому тембровыми оттенками голосу, гибкому и выразительному.

«Грузинская песня» Б. Окуджавы,

 

Ведущий 1

А сейчас давайте поговорим о той тематической группе песен, которую условно, можно назвать сатирической. «Шуточная песня» - так характеризуют свои выступления многие исполнители авторской песни. Но это отнюдь не исключает их глубины и серьезности. Авторы в них «борются» с пьяницами и бездельниками, они наглядно демонстрируют, как социальная система помогает развитию в людях не лучших, а худших качеств.

           И Гоголь, и Зощенко, и вслед за ними Высоцкий ждали от читателей и слушателей не только умения понимать шутки, но и способности критически посмотреть на самих себя со стороны.

И все-таки сатирические песни не создают ощущения безысходности. При всей беспощадности взгляда, авторы песен в каждом, даже самом опустившемся, самом озлобленном человеке пытаются раскопать что-то человеческое и живое.

 

Звучат песни В.Высоцкого «Диалог у телевизора», «Два письма».

 

Ведущий 2

Предлагаем всем нам сделать отклонение в сторону «негромких» интонаций, в сторону «тихой лирики». Каждый поэт - это явление не только литературное, но и музыкальное. Если бы Булат Окуджава, Александр Дольский, Вероника Долина и другие не сочиняли музыку и не пели своих стихов под гитару, в них все равно бы чувствовалось незримое звучание гитарных струн.

Ведь гитара, как никакой другой инструмент подходит для бардовской песни. Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная, искренняя, она хороша и в узком кругу друзей, и в камерном зале любителей классической музыки.

Гитара – самый интимный музыкальный инструмент. Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает. Ну, а бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам.

Но внутри каждого музыкального инструмента, даже такого как гитара, есть некая тайная оркестровность. Поэзия наши поющих бардов - это «надежды маленький оркестрик под управлением любви».

 

В тебе есть что-то неземное

Ты не из нашей суеты,

И что случается со мною

Когда ко мне приходишь ты?

 

В тебе есть что-то неземное

Ты словно ангел меж людьми

И я души твоей не смою

Не смою я твоей любви.

 

В тебе есть что-то неземное

Возьми меня в свою страну

Перед тобою и собою

Я искуплю свою вину.

 

Звучит фонограмма В.Долиной «Песня о маленькой любви»

Ведущий 1

Картина авторской песни нашего времени была бы неполной без упоминания наиболее популярного направления авторской песни. Условно мы назвали его походные песни, рожденные именно в дороге или по впечатлениям от походов, экспедиций, или в мечтах о синих горах, зеленых озерах, далеких странах.

 Туристские песни – это далеко не всегда песни о палатках, дорогах, кострах. Говоря об этих песнях, надо, прежде всего, говорить о людях, ведущих активный образ жизни, стремящихся отдыхать содержательно, интересуясь  миром во  всем его  многообразии не только через экран телевизора. Многие из этих песен стали просто народными и живут уже не одно поколение. Их пели наши родители и сегодня поем их мы.

 

Звучат походные песни

 

Ведущий 2

Да, нелегкая эпоха, нелегкие судьбы вошли в авторские песни, но, что бы там ни было, они полны твердой, безмятежной уверенности в превосходстве и конечной победе добра.

Закончить наш творческий вечер нам поможет песня Юрия Визбора «Ночная дорога». Прошу раздать тексты песен, выйти всех исполнителей, которые нам сегодня пели, на нашу импровизированную сцену, всех зрителей и всем вместе, дружно спеть финальную песню.

До новых встреч, счастливого пути!

 

Ю. Визбор «Ночная дорога»

 

 

Сценарий подготовили: Н.А. Солонина, Л.Э. Волкова

Центр культурных программ

 

Также использованы материалы сайтов:

 

http://festival.1september.ru/articles/507800/

 

http://gigabaza.ru/doc/14850.html

 

http://irinanowickowa.ucoz.ru/

 

 

 

 

 

 


Threesome