Экологический час

«Многоцветный мир природы. Лекарственные растения»

(Для учащихся 5 – 6 классов)

 

Действующие лица: Чтец, Травница (ведущая), Юный эколог, Лиса, Заяц, Волк, Подорожник, Ромашка, Тысячелистник, Чистотел, Череда, Крапива, Пустырник, Душица, Ландыш, Пион.

 

Чтец:

           Много трав растет полезных

           На земле нашей родной.

           Помогают от болезней

           Мята, пихта, зверобой.

           Из даров степного царства

           Люди делают лекарства.

Травница:

           Здравствуйте, гости и детвора!

           Жду вас с самого утра,

           А зовут меня Лукерья,

           И решила вас собрать,

           Чтоб про травы рассказать.

           Живу в степи я издавна,

           Слежу за степью пристально,

           Чтоб был всегда порядок,

           Чтоб не было пожаров.

           Хорошо в степи, спокойно,

           Дышится легко, привольно,

           Стрекозы, бабочки проснулись,

           Ближе к солнцу потянулись.

           Муравьи, забыв про лень,

           Трудятся и ночь, и день.

Юный эколог:

           Степь – не только для забавы,

           Здесь все травы и цветы

           Нам на пользу взращены.

           Степь, как сказочное царство,

           Тут кругом одни лекарства,

           В каждой травке и в цветке

           И микстура, и таблетки.

Травница:

 Ну, а чем и как лечить,

           Я могу вас научить.

                     Есть чудесные таблетки,

                     Все они в степи растут,

                     Мы встречаем их нередко

                     На прогулке там и тут.

Эколог:

 Все целебные растения

 Знаю я без исключения!

 Нужно только не лениться,

 Нужно только научиться

 Находить в степи растения,

 Что пригодны для лечения!

Травница:

Много трав растет полезных

             На земле родной,

             Могут справиться с болезнью

             Мята, пижма, зверобой,

И ромашка, подорожник и лопух

                                                  большой-большой.

(Гаснет свет, звучит музыка и появляются дети в костюмах лекарственных растений.)

Юный эколог:

 В степях, полях, где все для сердца мило, 

              Где чистым воздухом так сладостно дышать,

              Есть в травах и цветах целительная сила

              Для всех, умеющих их тайну разгадать!

(Лекарственные растения встают полукругом, а навстречу им идут звери – Волк с перевязанной головой, Заяц с обмотанным горлом, Лиса держится за живот.)

Юный эколог:

  Что случилось с вами звери? Что болит?

               И куда скажите, звери, держите вы путь?

Волк: Заболела голова.

Заяц: Простудился, горлышко болит.

Лиса: Ну, а я объелась так, что живот болит.

Звери (вместе): А идем мы все в аптеку за лекарствами.

Травница:

А постойте-ка зверята.

Вы ведь все народ степной,

               Так зачем же вам хвататься

               За таблетки и настой?

               Лучше вспомните-ка, братцы,

                  Что вам щедро дарит степь!

(Показывает в сторону лекарственных растений.)

Подорожник:

                Я как будто Ванька-встанька,

                На меня наступишь ты,

                Обернешься – вот уж глянь-ка:

                Вновь торчат мои листы.

                От ушибов и порезов

                Лучше средства не найти,

                Приложи мои листочки –

                Перестанет кровь идти.

                Волк, еще одна подсказка:

                Если пчелка нападет,

                Сделай из листа повязку,

                Сразу боль тогда пройдет.

(Подорожник подходит к Волку, снимает с его головы повязку и кладет ему на голову зеленые листочки.)

Заяц (держась за горло): Ну, а кто поможет мне?

Ромашка: Знакомая с детства родная ромашка, меня еще лекарственным другом зовут.

                И если случится тебе простудиться,

                Привяжется кашель, поднимется жар,

                Придвинь к себе кружку, в которой дымится

                Слегка горьковатый, душистый отвар.

(Достает из корзиночки термос, наливает в кружку отвар и дает его Зайцу. Тот выпивает и начинает скакать, снимая повязку с горла.)

Травница:

               А Лисе поможет друг,

               Тысячелистником зовут.

Тысячелистник: 

               Не беда – тысячелистник

               Быстро к жизни возвратит.

               Вылечит гастрит и язву,

               Чтобы ты все есть могла.

(Достает бутылочку с надписью «Тысячелистник. Пить по 1 ст. ложке

3 раза в день». Дает выпить настойку лисе.)

Юный эколог: Есть еще один друг, который очень полезен и в болезнях, и в еде. Его крапивою зовут.

(Выходит Крапива, в руках у нее горшочек и пучок крапивы.)

Крапива:

                  Крапивою зовут меня,

                  Меня ругают часто зря.

                  Колючая и злая –

                  Но польза-то большая:

                  Воспаление снимаю,

                  От бессонницы спасаю.

                  Колики лечу надежно,

                  Щи сварить из листьев можно.

(Звери и растения берутся за руки и уходят.)

Юный эколог:

                  Много есть растений разных,

                  Я хочу представить их.

                  Все полезны, все нужны,

                  Все необходимы.

(Выходят лекарственные растения и рассказывают о себе.)

Чистотел:

                 А я чудо – травка,

                  Все спасайтесь бородавки.

                  Соком рыжим только смажем –

                  Не найдем следа их даже.

Череда:

                 Трава есть знаменитая

                 Мы в ванну, в таз, в корыто ли

                 Чуть-чуть ее добавим

                 Любая сыпь пройдет.

Пустырник:

                 Я знаю, хоть ничто и не болит,

                 Травка скромная лесная

                  Кого хочешь, усмирит.

                  Надо только капли эти

                  Чаще пить, не забывать.

                  И забудут драки дети,

                  И покрепче станут спать.

Душица:

                 Что, опять тебе не спится?

                 Проворочался всю ночь?

                 Травка славная, душица,

                 Может здесь тебе помочь.

                 В чай добавь траву с опушки

                 И ложись скорей в кровать.

                 Не поднять тогда и пушкой,

                 Как убитый будешь спать!

Мать-и-мачеха:

                 Сверху листик гладкий,

                 Но с байковой подкладкой.

                 Мы растем на лугу –

                 Босиком на снегу.

                 Первые цветочки –

                 Желтые глазочки.

                 Если кашель вас замучил,

                 Воспаленье началось,

                 Мать-и-мачеха готова

                 Помочь больным и всем здоровым.

                 Пусть в природе все растет,

                 Жизнь и радость всем несет.

(Бросает в зал листочки, напоминающие листья мать-и-мачехи.)

Ландыш:

                  У меня к ребятам просьба

                 убедительная есть.

                 Рвут весною нас повсюду,

                 вянем мы в букетах зря.

                 Повсеместно истребленье

                 нам грозит сейчас, друзья!

Пион:

                 Семена мои целебны –

                 При гастритах пьют настой.

                 Корни убивают яды

                 И снимают в почках боль.

                 У меня одна беда:

                 Зацветаю я когда,

                 То цветов моих краса       

                 Всем бросается в глаза.

                 И в букеты рвут меня,

                 Я боюсь их как огня!

                 Я прошу вас, пощадите

                 И пионы зря не рвите!

Травница: Стало вам теперь понятно, что для всех нас значит степь? При болячках и недугах она всегда поможет нам.

Юный эколог:

                 Ты дружи с зеленым другом

                 И не бегай к докторам!

                 А еще запомни крепко:

                 Будем степь беречь с тобой,

                 Зря чудесные «таблетки»

                  Рвать не будем мы с тобой!

Ландыш:

                 Не рвите и не топчите, ребята, траву,

                 Не обрывайте с кустов листву.

                 Не мните цветов, не пугайте животных,

                 На поле, в степи ходите осторожно.

Пион:

                 Мы все сами в ответе

                 За все живое, что есть на планете.

                 Вести себя достойно просим,

                 В степи, запомни, мы лишь гости.

Череда:

                 Травы рви не на потеху.

                 Отнеси ты их в аптеку.

                 Из даров степного царства

                 Люди делают лекарства.

Травница:

                 На одной большой планете

                  Нам с тобою вместе жить!

                  Будем – взрослые и дети –

                  Дружбой с полем дорожить!

Эколог:

                 Любите цветы,

                 Леса, просторы полей,

                 Все это зовется Родиной твоей.

 

(Все участники берутся за руки, подходят к зрителям и осыпают их бумажными листочками и лепестками цветов.)

 

       Литература

 

       Ключи к здоровью: сборник сценариев [Текст] / ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2007. – С.7 – 12, 84 – 91. – (Праздник в школе).

       Факел Гиппократа: сборник сценариев [Текст] / ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2006. – С. 83 – 104. – (Праздник в школе).