"С русским языком можно творить чудеса..."

С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было передать словом. К.Паустовский.

Ход урока

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по стране, которая называется «Русский язык» Поплывём мы с вами в эту чудесную страну на корабле Знаний.

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Наравне с родным, на русском языке говорят многие народы.

«Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой». А. Н. Толстой

«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». А. Н. Толстой

«Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык». М. Горький

Ведущий: Чтобы наше путешествие было успешным, вооружимся компасом. Его роль будут выполнять ваши знания

Для начала вспомним:

- Что такое лексикон? (Запас слов, лексика)

Если у человека большой лексикон, то с ним интересно общаться – ведь он знает много слов!

Но иногда случается так как в стихотворении А.Барто.

Ученица:

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

Домой придёт мой старший брат,

Он мне расскажет всё подряд,

Он объяснит мне, что к чему,

А я большая! Я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

Ученик:

- Они ползут, а он им – раз!

А тут как раз она ползла.

А он как даст ему со зла!

Они ей – раз! Она им – раз!

Но тут как раз её он спас,

Он был с ней заодно…

Ученица:

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я ещё мала:

Я ничего не поняла!

- Ребята, а вы поняли о чём это кино?

Ведущий: Что можно сказать о мальчике? (Дети отвечают). Да, у этого мальчика бедный словарный запас. Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.

Начнём путешествие с города, где живут волшебные слова, которые вроде и похожи как две капли воды друг на друга, а на самом деле совершенно разные. Такие слова мы называем МНОГОЗНАЧНЫМИ. (Многозначные слова имеют несколько значений). В этом же городе живут и их друзья – однозначные слова.

Жители города очень доброжелательны и хотят с вами познакомиться.

А для того, чтобы попасть за ворота города, предлагают вам задание: найти несколько значений слова ЗЕМЛЯ.

(Для справок: планета, территория, Родина, почва, суша).

1. Мы получили право путешествовать по земле острова. (земля – территория)

2. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (почва)

3. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (суша)

4. Земля вращается вокруг Солнца. (планета)

5. Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)

Ведущий: А теперь мы подходим к городу, где живут слова с Прямым и противоположным значением. Жителей этого города зовут АНТОНИМЫ.

Давайте вспомним, что такое прямое, а что такое переносное значение?

(Прямое значение - это такое значение слова, которое непосредственно соотносится

с явлениями объективной действительности.

Переносное значение - это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства).

Чтобы совершить экскурсию по улицам этого городка, нужно «волшебными» ключами открывать «волшебные» замки, которыми закрыты ворота, ведущие на ту или иную улицу. Для этого вы просто должны правильно ответить на вопрос: Что такое антонимы? (Это слова, противоположные по значению),

и отгадать загадки:

1. Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … (зима).

2. Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех —

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли.

От обиды, неудач.

Догадались? Это … (плач).

3. Я антоним к слову зной,

Я в лесу, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня … (прохлада).

4. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Да и в школе я нужна.

Называюсь … (тишина).

Русский язык волшебный и удивительный. Изменив всего несколько букв в слове, или поменяв в одном и том же слове ударение, можно изменить смысл всего предложения.

Давайте с вами проверим это на практике.

ЗАДАНИЕ № 1.

В каждом предложении из двух слов в скобках нужно выбрать одно, которое в данном предложении будет правильным.

1. Самые (высокие — высотные) дома находятся в новых кварталах города.

2. Вкусный и (сытый — сытный) обед прибавил нам силы.

3. Любой (поступок — проступок) заслуживает осуждения.

4. Молодой рабочий быстро (усвоил — освоил) профессию токаря.

5. С (особенным — особым) удовлетворением учитель отметил успехи любимого ученика.

6. Всё вокруг привлекательно: и (близкие — ближние) озёра, и дальние холмы.

7. Мы с братом живём в одном доме, но на (различных — разных) этажах.

8. На вопросы мальчик отвечал с каким-то (виноватым — виновным) видом.

9. Было жарко, и пешеходы шли по (теневой — тенистой) стороне улицы.

Правильные ответы:

1? Высокие. 2. Сытный. 3. Проступок. 4. Освоил. 5. Особым. 6. Ближние. 7. Разных. 8. Виноватым.

9. Теневой.

ЗАДАНИЕ № 2

Я буду произносить одно и тоже слово с разными ударениями, а вы попробуйте сказать, когда какое слово употребляется в речи. В этом задании для вас важно запомнить слова и в дальнейшем их правильно употреблять в своей речи.

Сравните:

кондуктора? — «работники транспорта» — конду?кторы — «приспособления в технике»;

лагеря? (военные, пионерские, туристские) —

ла?гери — «политические группировки»;

борова? — «дымоходы» — бо?ровы — «кабаны»;

корпуса? — «здания; войсковые соединения» — ко?рпусы — «туловища»;

образа? — «иконы» —

о?бразы (художественно-литературные);

повода? — «поводья» — по?воды — «побуждения»;

пропуска? — «документы» —

про?пуски — «недосмотры»;

тока? — «место молотьбы» — то?ки (электрические);

тона? — «переливы цвета» — то?ны (звуковые);

тормоза? — «приборы» — то?рмозы — «препятствия»;

учителя? — «преподаватели» —

учи?тели — «идейные руководители»;

хлеба? (на корню) — хле?бы (печёные);

цвета? — «окраски» — цветы? — «растения»;

меха? — «выделанные шкуры» —

мехи? (кузнечные и т. п.);

соболя? — «меха» — со?боли — «животные»;

счета? — «документы» — счёты —

«прибор; взаимные отношения»;

сыны? (родины) — сыновья? (у родителей)

Ведущий: И вот мы подошли к воротам следующего города. В нем живот СЛОВА-родственники. Как и у вас у них есть двоюродные и троюродные братья и сестры. А зовут этих жителей СИНОНИМЫ (Это слова, близкие друг другу по значению).

Как и в путешествиях по предыдущим городкам, нам во время экскурсии потребуются знания русского языка.

Подберите к словам синонимы.

Друг – приятель, товарищ

Отважный – храбрый

Добрый – добродушный, сердечный, гуманный

А теперь для передышки предлагаю вам шуточное задание:

В этих словах рассыпались буквы. Переставьте их и прочтите слова.

Лёзок, кута, дашоль, лесо, оварок, сугь, путех, азок, цурика, воца. (Козёл, утка, лошадь, осёл, корова, гусь, петух, коза, курица, овца).

Ведущий: Как и в любом путешествии наступило время привала, во время которого я буду задавать вам вопросы, объединенные нашей сегодняшней темой, чтобы проверить, насколько вы дружны с РУССКИМ ЯЗЫКОМ.

1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы «кто?», «что?». (Подлежащее).

2. Назовите вопросы для дательного падежа. («Кому?», «чему?»)

3. Назовите часть речи, которая отвечает на вопросы «где?», «когда?», «куда?». (Наречие).

4. Как называется предложение, в котором содержится вопрос? (Вопросительные).

5. Как называется предложение, в котором нет второстепенных членов предложения? (нераспространенные).

6. Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются части речи? (Морфология).

7. Изменяются ли имена существительные по родам? (Нет).

8. Книга для обучения. (Учебник).

9. Тот, кто учится в средней школе. (Ученик).

10. Отступ вправо в начале строки. (Абзац).

11. Промежуток времени в сто лет. (Век).

12. Учреждение, собирающее и хранящее книги. (Библиотека).

Задание «Одним словом».

1. Деятельный член какого-нибудь коллектива, общества (активист).

2. Человек, начинающий какое-нибудь важное дело. (Зачинатель, инициатор).

3. Тот, кто беседует с кем-нибудь. (Собеседник).

4. Тот, кто работает с кем-нибудь (сотрудник).

5. Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь (попутчик, спутник).

6. Писатель, создающий произведения для театра (драматург).

7. Участник восстания. (Повстанец).

8. Служащий, выполняющий свои обязанности формально, не для пользы дела. (формалист, бюрократ.)

9. Человек, живущий за чужой счёт, за счёт чужого труда. (тунеядец).

10. Тот, кто завидует другим. (Завистник).

Что это?

1. Вызов по фамилии, именам с целью проверки, все ли присутствуют. (Перекличка).

2. Первые буквы имени и отчества. (Инициалы).

3. Территория, на которой запрещена охота. (Заповедник).

4. Памятник в виде служащегося кверху гранёного столба (Обелиск.)

5. Движение руки, сопровождающее речь или служащее знаком .(Жест).

6. Движение мышц лица, отражающее какие-либо чувства, переживания. (Мимика).

7. Жидкое лекарство для приёма внутрь. (Микстура).

8. Сквозное отверстие, образованное от удара.( Пробоина).

9. То, что примешано, добавлено к чему-либо. (Примесь).

10. Временное прекращение военных действий. (Перемирие).

Ведущий: А завершает наше путешествие несколько заданий на сообразительность и внимание. Итак:

1. Какое словосочетание употреблено в переносном значении?

А) каменное сердце

Б) каменное здание

В) золотые серьги

2. Найдите многозначное слово:

А) звезда

Б) самолет

В) композитор

3. Зачеркните лишнее слово, которое не является синонимом:

Бросать, кидать, ловить

4. Найдите лишнее слово:

А) Водный

Б) Водяной

В) Водитель

Г) Наводнение

Подумай и ответь

1. Назовите три слова, в которых по сто согласных. (Стог, стол, стой).

2. Какой алфавит состоит из 6 букв? (Азбука).

Мы с вами сегодня много трудились. А чтобы отдохнуть, предлагаю вам

Конкурс « Шуточные вопросы»ШуточныеШШуточные вопросы

1..В каком слове сорок А? ( сорока)

2.В каком слове семь Я? ( семья)

3.Можно ли что-нибудь перелить из пустого сосуда? ( переливать из пустого в порожнее)

4.Говорят: искать по горячим следам. А есть ли такое выражение, где след может быть холодным?

( в выражении и след простыл)

5.Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? ( каша)

6.Какого цвета бывает скука? ( зеленого)

7.В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? ( делать из мухи слона)

8.Из какой поговорки можно было заключить, что дрова заготовляют не в лесу? ( кто в лес, кто по дрова)

9.Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? ( за словом в карман не полезет)

Найти слова, которые спрятались

Шутка, экран, хлев, коса, щель, столб, укол, удочка, ласточка, горизонт, верхушки, задача, долото, дорога, картина. (утка, кран, лев, оса, ель, стол, кол, дочка, точка, зонт, ушки, дача, лото, рога, тина)

Ведущий: Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания.

Наше совместное путешествие в мир языка закончилось. Но перед каждым из вас открыты широкие возможности продолжать его самостоятельно: нет пределов изучению родного языка.

Уместно напомнить высказывание знаменитого французского философа и писателя-просветителя

«Выучить несколько языков — дело одного или двух лет; а чтобы научиться говорить на своём языке как следует, надо полжизни». Вольтер

Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!

А в завершение нашей встречи послушайте

стихотворение «Серьезный разговор» О. Высоцкой

« Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье!

Не составить телеграмму

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравить!

Отправляя поздравленья,

Помни правило склоненья.

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы –

Вроде хитреньких зверьков!

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников!

Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя моя грамматика

Осилю понемногу я!

ПРИЛОЖЕНИЕ - наглядный и раздаточный материал

«Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой».

А. Н. Толстой

«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».

А. Н. Толстой

«Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык».

М. Горький

«Выучить несколько языков — дело одного или двух лет; а чтобы научиться говорить на своём языке как следует, надо полжизни».

Вольтер

Лёзок, кута, дашоль, лесо, оварок, сугь, путех, азок, цурика, воца.

лёзок

кута

дашоль

лесо

оварок

сугь

путех

азок

цурика

воца

Шутка, экран, хлев, коса, щель, столб, укол, удочка, ласточка, горизонт, верхушки, задача, долото, дорога, картина.

шутка

экран

хлев

коса

щель

столб

укол

удочка

ласточка

горизонт

верхушки

задача

долото

дорога

картина

кондуктора? — «работники транспорта» — конду?кторы — «приспособления в технике»;

лагеря? (военные, пионерские, туристские) —

ла?гери — «политические группировки»;

борова? — «дымоходы» — бо?ровы — «кабаны»;

корпуса? — «здания; войсковые соединения» — ко?рпусы — «туловища»;

образа? — «иконы» —

о?бразы (художественно-литературные);

повода? — «поводья» — по?воды — «побуждения»;

пропуска? — «документы» —

про?пуски — «недосмотры»;

тока? — «место молотьбы» — то?ки (электрические);

тона? — «переливы цвета» — то?ны (звуковые);

тормоза? — «приборы» — то?рмозы — «препятствия»;

учителя? — «преподаватели» —

учи?тели — «идейные руководители»;

хлеба? (на корню) — хле?бы (печёные);

цвета? — «окраски» — цветы? — «растения»;

меха? — «выделанные шкуры» —

мехи? (кузнечные и т. п.);

соболя? — «меха» — со?боли — «животные»;

счета? — «документы» — счёты —

«прибор; взаимные отношения»;

сыны? (родины) — сыновья? (у родителей)

1. Самые (высокие — высотные) дома находятся в новых кварталах города.

2. Вкусный и (сытый — сытный) обед прибавил нам силы.

3. Любой (поступок — проступок)заслуживает осуждения.

4. Молодой рабочий быстро (усвоил — освоил) профессию токаря.

5. С (особенным — особым)удовлетворением учитель отметил успехи любимого ученика.

6. Всё вокруг привлекательно: и (близкие — ближние) озёра, и дальние холмы.

7. Мы с братом живём в одном доме, но на(различных — разных) этажах.

8. На вопросы мальчик отвечал с каким-то (виноватым — виновным) видом.

9. Было жарко, и пешеходы шли по(теневой — тенистой) стороне улицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Threesome